Волгоградцы осваивают экскурсионный бизнес

В социальных сетях и на сайтах бесплатных объявлений все чаще можно встретить предложения об услугах экскурсоводов, которые готовы открыть тайны Волгограда и области как перед приезжими, так и для самих горожан. При этом стоимость экскурсии может начинаться от 100 рублей и доходить до нескольких тысяч рублей, если речь идет о многодневной экскурсии в область.

Одним из косвенных стимулов для развития экскурсионного бизнеса в Волгограде стало появление уникального трехступенчатого образовательного проекта, в рамках которого в городе готовят лицензированных экскурсоводов. За 11 тысяч рублей любой желающий может пройти обучение по программе «Экскурсоведение: теория и практика», включающей 119 учебных часов. Доплатив 7 тысяч рублей и потратив еще 36 часов, можно получить сертификат о прохождении обучения по модулю «Царицын. Рф». Один из организаторов проекта ГУ«Агентство развития туризма» Волгоградской области.

«Курс разработан для всех, кто хочет превратить свое хобби в увлекательную профессию с интеллектуальным характером и стать экскурсоводом с большой буквы, – рассказывает ведущий преподаватель программы, специалист ГБУ ВО «Агентство развития туризма» Михаил Киреев. – Не побоюсь сказать, что наш курс не имеет аналогов на рынке образовательных услуг Волгограда, и мы уже обучили профессии 45 человек.»

Как утверждают организаторы курса, его популярность у волгоградцев неизменно растет, а слушателей не пугает даже относительно высокая цена, ведь обучиться, к примеру, парикмахерскому ремеслу стоит в два раза дешевле. Одной из причин растущей популярности курса эксперты считают грядущие перобразования в сфере законодательства.

«В ряде регионов уже приняли законы, которые относят профессию экскурсовода к перечню лицензируемых видов деятельности, – опясняет краевед, экскурсовод Роман Шкода. – В Волгограде принятие такого закона ожидается несли не в 2016 году, то к 2018 году, когда нам предстоит принять этап ЧМ по футболу. Предвидя это, кто-то уже сейчас готовится обеспечить легитимность своей деятельности».

По словам участников рынка, неизменной популярностью среди туристов пользуются привычные экскурсионные маршруты.

«У приезжих людей Волгоград и область однозначно ассоциируются с тематикой Великой Отечественной войны, – утверждает предприниматель Юрий Селиванов. – Именно поэтому самыми востребованными остаются военно-патриотические маршруты в черте Волгограда. Впрочем, для бизнес-делегаций иногда заказывают более продолжительные маршруты. Это может быть как посещение мемориала Россошки, так и паломническая поездка по святым местам Волгоградской области. Приезжим однозначно инетресна Сарепта.»

Однако этот нехитрый и всем извесный список расширили местные краеведы и энтузиасты, которые все чаще предлагают нетрадиционные маршруты, позволяющие увидеть историю города и родного края в новом свете.

«Однозначно заметен интерес к истории города, но пока я зятрудняюсь дать ему объяснение, – отметил краевед и экскурсовод Роман Шкода. – Сложно объяснить мотивы, которые движут людьми, но в них стало прявляться стремление побольше разузнать о своих корнях, о прошлом. Логично, что на этом фоне появились люди, решившие на этом стремлении заработать. Но нужно иметь в виду, что этот род бизнеса является очень затратным. Провести экскурсию могут многие. Чтобы этим зарабатывать, нужно обеспечить постоянный приток слушателей, а для этого недостаточно просто зарегистрировать аккаунт в соцсетях. Самая затратная часть – продвижение информации об услуге. А то, что ее волгоградским экскурсоводам катастрофически не хватает, не вызывает никаких сомнений. Не так давно ко мне на экскурсию записались 10 женщин, работающих в одном коллективе. Они узнали о возможности поехать в Дубовку случайно. И были очень удивлены, что мы предлагаем разнообразный перечень экскурсий.»

В любом случае нынешнее количество экскурсоводов для города-миллионника эксперт считает явно недостаточным, именно поэтому все разговоры о растущей конкуренции в этом сегменте Роман Шкорда считает несерьезными.

«Нужно иметь в виду, что организация экскурсий – это отрасль, емкость которой во многом зависит от творческой идеи и креативности ее участников, – поясняет Роман Шкода. – Именно поэтому здесь могут прекрасно развиваться стартапы, ориентированные на креатив. С точки зрения экскурсовода, Волгоград и область – это не только «протоптанные» маршруты к Мамаеву кургану или Вечному огню. Создавать инетересные истории и заодно обеспечивать себя работой можно буквально на ровном месте. В туристических регионах это поняли давно. В любом облюбованном туристами месте вам покажут кочку, где когда-то отдыхал Чингис-хан, расскажут легенду об этом. Между делом туристов пригласять отведать в местном кафе блюда, которые любил пробовать Чингис-хан. Вариантов обыгрывания каких-то исторических фактов множество, и здесь многое зависит от творческой энергии и желания ее приложить.»