СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Волгоград снова сделал ставку на промышленность

Поделиться

Очередным витком планов руководства региона по развитию промышленности стало заявление о создании на территории Волгоградской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Постановлением губернатора уже сформирована рабочая группа, задачи которой многие эксперты считают заведомо невыполнимыми.

Напомним, инициатива о создании в волгоградском регионе особой экономической зоны промышленно-производственного типа принадлежит главе Минпромторга РФ Денису Мантурову. В рабочую группу по формированию такой площадки вошли представители Департамента региональной промышленной политики Минпромторга РФ, областных и федеральных профильных ведомств, администрации Волгограда, возглавил ее вице-губернатор Волгоградской области Александр Дорждеев.

Задача рабочей группы – подготовить и направить в Министерство экономического развития РФ заявку на создание особой экономической зоны, разработать «дорожную карту» с указанием сроков и ответственных за каждый этап. Решение о формировании особых экономических зон будет принимать правительство Российской Федерации. Если оно будет положительным, то резиденты площадки получат установленные на федеральном уровне льготы по налогу на прибыль и имущество организаций, НДС, акцизам, земельному налогу, платежам во внебюджетные фонды. Кроме того, дополнительные преференции им могут предоставляться и на уровне субъектов. Статус особой экономической зоны может быть предоставлен на срок до 49 лет.

Несмотря на столь радужные перспективы, пока эксперты очень скептически оценивают инициативу руководства региона. В частности, одним из главных подводных камней свободных экономических зон может быть не увеличение, а снижение налоговых поступлений. В 2004 году Волгоградская область уже сталкивалась с тем, что вместо ожидаемого роста бюджет региона потерял от действия специальных экономических зон, введенных на региональном уровне, более 80 миллионов рублей. Тогда противником зон экономразвития выступила счетная палата, которая предложила ликвидировать три из одиннадцати зон экономразвития, а существование еще шести предложила признать нецелесообразным. В частности, среди попавших в немилость ревизоров КСП зон оказались площадки «Баррикады» и ВГТЗ. По мнению специалистов контрольно-счетной палаты, деятельность созданных с 1997 по 2003 годы ЗЭР не оправдала себя, то есть не оказала серьезного влияния на экономический подъем территорий.

Впрочем, даже с учетом этого негативного опыта статус особой экономической зоны еще требуется получить.

«Решение о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) будут принимать федеральные власти, и не факт, что оно будет положительным, – подчеркнул ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – ОЭЗ – это уникальный механизм развития экономики, и их не может быть много. Поэтому у нас в стране на середину марта 2015 года действует всего 17 таких зон. То есть каждый регион, который хочет создать ОЭЗ у себя, должен иметь веские причины для этого и обосновать, почему у него должна быть создана ОЭЗ и какого именно типа».

О том, что шансы Волгоградской области на получение статуса ОЭЗ минимальны, говорят и местные эксперты.

«По большому счету в регионе ни разу не предпринимали серьезной попытки получить статус особой экономической зоны, – отметил экс-депутат Волгоградской областной думы Владимир Кабанов. – При том, что дело это очень серьезное, наши шансы на положительное решение вопроса я считаю минимальными. Перспективными в этом плане можно считать приграничные регионы. И с одной стороны Волгоград является таковым, а с другой – преимущества границы с Казахстаном уже отыграны Таможенным союзом. Нет у нас и промышленного флагмана федерального масштаба, как Тольяттинской автозавод. На фоне более продвинутых Калуги, Белгорода, Липецка и Татарстана шансы Волгоградской области получить статус ОЭЗ становятся призрачными».

Эксперт считает, что для создания особой экономической зоны мало одного желания.

«Чтобы рассчитывать на положительное решение, нужно быть подготовленными к этому статусу как на законодательном уровне, так и технически, имея подготовленные промплощадки, – отметил Владимир Кабанов. – Сейчас же область демонстрирует не самые выдающиеся примеры эффективного управления промышленностью, что наглядно прослеживается на судьбе Судостроительного завода, ВЗБТ. Суммируя перечисленные факторы, я бы счел более реальным сосредоточить усилия на привычной и продуктивной работе по организации в области технопарков и промышленных кластеров».

Однако главное, чем пока не может похвалиться регион – пул резидентов, готовых зайти на площадки особой экономической зоны в качестве инвесторов.

«Нужно отметить, что ОЭЗ создаются на перспективу, и от них не стоит ждать мгновенных результатов, – считает Дмитрий Баранов. – Создание ОЭЗ не должно становиться самоцелью, то есть создание ОЭЗ ради самой ОЭЗ или потому что это модно. Но начинать работу нужно с поиска резидентов ОЭЗ, проведения переговоров с ними. Ведь если их не будет, то весь смысл создания ОЭЗ теряется. Собственно, эту работу нужно было начать уже давно и выходить с предложением о созданием ОЭЗ к федеральным властям власти региона должны уже проведя переговоры хотя бы с частью потенциальных резидентов».

Но даже если переговоры с потенциальными инвесторами пройдут успешно, они проявят заинтересованность к создаваемой ОЭЗ, федеральные власти примут решение о её создании, эксперты не советуют ждать быстрой отдачи.

«Нужно будет принять и юридически оформить решения о создании ОЭЗ на федеральном и региональном уровне, выделить землю, спроектировать ОЭЗ, построить инфраструктуру возле неё и в ней самой, поясняет Дмитрий Баранов. – Только после этого резиденты смогут начать строить свои производства в ней, а работать начнут еще позже. Так что пройдёт несколько лет, прежде чем производства в ОЭЗ заработают, начнут производить продукцию».

Федеральный закон «Об особых экономических зонах» предусматривает систему льгот и преференций для инвесторов, а именно:
- особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
- готовая инфраструктура для развития бизнеса;
- выкуп земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда офисов;
- особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
- особый таможенный режим (процедура свободной таможенной зоны);
- возможность применения ускоренной амортизации;
- правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter