СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Волгоградцы просвещаются в вопросах валюты

Поделиться

Скачок курса валют, произошедший в первый день зимы, в очередной раз привлек внимание волгоградцев к валюте. Кто-то пожалел, что истратил все отложенные в валюте средства в отпуске, кто-то поспешил купить «на всякий случай», пока валюта не подорожала еще больше, пару сотен евро или долларов, а кто-то просто подсчитал, на сколько подрос в цене его неприкосновенный запас. Стоит ли спешить в обменники, и что ждет курсы валют? Dengi.v1.ru собрал ответы на самые актуальные вопросы о валюте.

Для начала мы выяснили, что распространенная некоторыми СМИ информация о том, что банки ограничили продажу валюты, не нашла подтверждения в Волгограде. Первым с заявлением об отсутствии ограничений на продажу валют выступил Сбербанк, впоследствии аналогичные релизы выпустили и другие банки.

«Росбанк не вводил никаких ограничений на продажу иностранной валюты в отделениях, – сообщили в пресс-службе Росбанка. – Более того, мы не наблюдаем увеличения спроса на покупку банкнот со стороны клиентов сверх обычного уровня. Учитывая колебания курсов иностранных валют к российскому рублю на торговых площадках, Росбанк старается заранее прогнозировать возникающий волновой спрос на иностранную валюту и поддерживает необходимые минимальные кассовые остатки в отделениях. При обращении клиентов покупка/продажа производится без ограничений в пределах имеющихся остатков».

Второй вопрос, который чаще всего всплывает в разговоре о валюте, – курс. Банки предупреждают, что в течение дня курс валют может меняться. По информации сотрудников волгоградских отделений банков, в последние дни это происходит до 8–10 раз в день. Проходя мимо табличек с курсом обмена валют в волгоградских банках, горожане все чаще шутят: «Вовремя обзавелись электронными табло, иначе не успевали бы менять курсы». Курсы валют и в самом деле не только давно перепрыгнули казавшиеся запредельными еще летом 50 рублей за доллар, но и напугали стремительно растущим разрывом между курсом покупки и продажи валют. Если накануне банки покупали доллар за 49,8–50,1 рубля, то продавали уже по 54,3–54,7 рубля, соответственно, при продажном курсе евро в 61,8 рубля купить европейскую валюту можно было уже за 67,3–67,5 рубля.

Напомним, в понедельник, 1 декабря, курсы и доллара, и евро на Московской бирже обновили исторический максимум, составив 53,95 рубля и 67,30 рубля соответственно. Позже национальная валюта России начала отыгрывать свои позиции. Тем не менее за рубежом банки отреагировали на ситуацию еще жестче, чем в России. Так, 1 декабря в аэропорту Дюссельдорфа обменные пункты предлагали купить евро по 73,68 рубля, продать – по курсу 54,43 рубля. На этом фоне маржа волгоградских банков выглядит даже скромно, тем не менее некоторые волгоградцы задаются вопросом, законны ли аппетиты банков, делающих деньги буквально из воздуха?

«Все разговоры о том, что маржа банков в этой ситуации ограничена какими-то пределами, можно назвать не иначе как мечтательным бредом, – отметил управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. – Банки – коммерческие организации, которые как раз зарабатывают на разнице курсов продажи и покупки. Последние же находятся в зависимости не только от спроса, но и определяются высотой риска банка. Так что в этой ситуации возмущения нужно оставить за скобками, оставив на повестке дня лишь вопрос о целесообразности покупки валют по нынешним курсам».

Вопрос третий касается наличной валюты. Волгоградцы, решившие снять деньги со своих рублевых счетов в валюте, озадачились вопросом, из каких критериев банк рассчитывает курс, по которому производится обмен? В ситуации, когда курс может существенно меняться даже в течение дня, разница может быть очень заметной. Какое-то время назад банки делали пересчет по завтрашнему курсу ЦБ, теперь в большинстве банков действуют собственные правила для расчета курса валют для операций с пластиковыми картами.

Как правило, этот курс будет менее выгоден для клиента, чем операция покупки валюты в кассе того же банка.

При этом выяснить, по какому курсу можно снять наличку в долларах с пластиковой карты, стоя у банкомата, довольно проблематично. Для проведения этой операции банки используют отдельный курс, отличный от курса обмена наличных валют в кассе.

При этом чаще всего выяснять его, скажем, заглянув на сайт, не получится. ВТБ-24, Сбербанк называют заветные цифры только при обращении на горячую линию непосредственно у операторов. Причем если у Сбербанка действует специальный курс на операции с банком, то ВТБ-24 за операцию снятия валюты с рублевого счета взимает комиссию в размере 3,9% от суммы снятия, но не менее 290 рублей плюс 1,9% к курсу обмена ЦБ, установленному на момент снятия. Альфа-банк осуществляет пересчет валюты по курсу обмен Альфа-банка, но при этом также взимает комиссию, которая зависит от выбранного клиентом пакета услуг. Для примера: в то время как доллар по курсу обмена ВТБ-24 продавался за 55,97 рубля, обналичить тот же доллар с карты можно было по 57,4 рубля. В отношении евро соотношение было 68,97/70,73 рубля.

«При снятии достаточно крупных сумм эта разница и в самом деле может быть заметной для клиента, – поясняет Сергей Хестанов. – Однако в каждом конкретном случае условия обмена определяет в первую очередь договор клиента с банком, это как раз тот самый мелко напечатанный текст, который многие не удосуживаются прочесть до конца. Что касается целесообразности такого рода операций, то она вызывает сомнения, во всяком случае, если речь идет о суммах крупнее пяти тысяч долларов. Более года физлица получили возможность осуществлять обмен валют непосредственно на бирже. И выгодный курс при этом позволяет компенсировать расходы на услуги персонального брокера».

Эксперты не советуют усматривать в таком поведении банков какой-то скрытый смысл, считая его скорее техническим.

«На самом деле здесь речь идет о упаковке двух услуг в одну – снимание средств со своего депозита (не по всем вкладам такая опция предусмотрена, и ее включение в конечном итоге ведет к снижению процентной ставки) и конвертация российской валюты в иностранную, – поясняет аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. – Для удобства клиентов банки совмещают эти процессы, хотя на самом деле это две разные транзакции. Собственно, из этого вытекает, что банковская организация проводит конвертацию валюты в момент исполнения запроса, т. е. в день получения средств клиентом по курсу ЦБ, актуальному на текущий момент. Особого смысла в получении наличной валюты именно со своего депозита я не вижу, аналогичным образом потребитель может просто купить доллары или евро в обменном пункте».

В целом же эксперт отметил очевидный рост интереса к операциям с валютой в 2014 году. Кроме того, в текущий макроэкономических реалиях российское население стало активно пользоваться валютными вкладами.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter