СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Украина ударила по кошельку волгоградцев

Поделиться

Пристально следя за новостями, приходящими из горячих точек Украины, волгоградцы пока еще слабо представляют себе, как разгорающийся конфликт может повлиять на их кошелек. Между тем волгоградский бизнес уже подсчитывает убытки, которые принесло и может принести дальнейшее ухудшение политических отношений с Украиной.

Какие перемены ждут торговлю и бизнес?

«Для отдельных компаний, прежде всего активно участвовавших в двусторонней торговле с Украиной или трансграничных проектах, вполне вероятно, социально-политический и экономический кризис в этой стране уже обернулся заметными прямыми потерями или упущенной выгодой, – предположил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Но в целом речь скорее может идти преимущественно о косвенном негативном влиянии, формирующемся на фоне роста политических рисков России в условиях сложного геополитического противостояния и таких его неблагоприятных последствиях, как ускорение оттока капитала, ослабление рубля и рост инфляционного давления».

Главное и самое негативное для бизнеса и обычных потребителей последствие конфликта на Украине – падение курса рубля, обернувшееся снижением платежеспособности. Для примера: акции «Газпрома» уже потеряли в цене 12%.

«Внешний фон остается неблагоприятным для рубля в силу геополитических рисков», – считает аналитик «Московского фондового центра» Анна Линевская.

«Очевидно, что обострение отношений с Украиной обернется в первую очередь подорожанием импорта, – считает предприниматель Александр Думчев. – Для рядового потребителя это означает, что подрастут ценники на все без исключения импортные товары. Если говорить о бизнесе, то сложнее всего придется тем, кто завязан на поставке импортных комплектующих или материалов. Рост цен на них автоматически означает снижение конкурентоспособности».

Эксперт поясняет, что даже в результате полного прекращения торговых отношений с Украиной волгоградцы вряд ли заметят поредение товаров на прилавках.

«Думаю, что намного раньше политического обострения серьезно проредил российские прилавки от украинских товаров Роспотребнадзор, – отметил Александр Думчев. – Вспомните абсурдную ситуацию, когда Украина начала вводить запреты на продажу российских сыров, а в ответ получила аналогичную меру в отношении собственной продукции. Продолжением темы стали санкции Роспотребнадзора в отношении конфет фабрики «Рошен». Другое дело, что сейчас эти конфеты производят не только в Украине, но и заводы в России, поэтому вряд ли они совсем исчезнут с прилавков. Самый известный алкогольный бренд Украины – водка «Немирофф» – тоже стала редким гостем на наших прилавках, но из-за проблем украинских собственников. В сухом остатке я предвижу разве что исчезновение с наших прилавков донецких холодильников «Норд» – просто затрудняюсь представить, как будет осуществляться их сервисное обслуживание в условиях прекращения отношений».

Эксперты отмечают, что в любом случае эскалация конфликта – не только исключительно проигрышный в гуманитарном контексте вариант развития событий, но и крайне неблагоприятный сценарий для развития нормальных торгово-экономических отношений.

«Украина входит в число крупнейших внешнеторговых контрагентов России (до кризиса товарооборот составлял около $50 млрд), поэтому серьезные ограничения импортно-экспортных операций могут провоцировать неблагоприятные последствия во многих отраслях обеих стран, – отметил Максим Клягин. – По итогам 2013 года внешнеторговый оборот уже снизился на 25%, и его дальнейшее сужение сейчас выглядит весьма вероятным – стабилизировать ситуацию может только скорейшее урегулирование ситуации в социально-политическом поле».

Что будет с украинским туризмом?

Единственная сфера, в которой эксперты уже сейчас отмечают безоговорочно негативное влияние политического обострения – туризм. Так, представители туристического бизнеса Волгограда посчитали вопрос о состоянии туристического взаимодействия с Украиной крайне некорректным, заверив, что сегодня поток туристов из Волгограда в Украину практически иссяк. Эксперт, отказавшийся от авторизованного комментария, подчеркнул, что при этом речь, конечно же, не идет о Крыме, где, напротив, делается большая ставка на развитие туризма, однако речь при этом идет от путешествиях внутри России.

«Скорее всего, текущий кризис будет оказывать давление на развитие туристического бизнеса на Украине, – подтверждает Максим Клягин. – Что касается перспектив более динамичного развития туристско-рекреационного сектора Крыма после вхождения его в состав России, то, несомненно, это вполне реальный сценарий».

Что делать с гривной?

Максим Клягин напомнил, что кризис на Украине оказал существенное негативное влияние на курс национальной валюты – с конца января 2014 года и к настоящему моменту гривна подешевела к USD примерно на 43%, а на пиках падение было еще более значительным – около 55%. Впрочем, специалисты отдела по обслуживанию на финансовых рынках Сбербанка отметили, что на финансы жителей Волгограда ситуация на Украине не повлияла никак. Изменилось направление движения гривны: если все предыдущие годы начиная с апреля население активно покупало гривну, то в апреле 2014 оно начало активно от нее избавляться.

«В Волгограде покупка украинской гривны жителями города носила сезонный характер: летом, в период отпусков, Крым всегда был одним из популярных направлений для отдыха, – напомнили в пресс-службе Сбербанка. – После того как Крым вошел в состав России, необходимость в покупке гривны для поездок на побережье пропала. Кардинально же на изменение оборота гривны повлияла девальвация украинской валюты в феврале–апреле, связанная с дестабилизацией политической ситуации на Украине. У жителей Волгограда возникла паника по поводу продолжения дальнейшего ослабления стоимости гривны. Приток гривны в банк усилился»

Для кого политический кризис страшнее?

Впрочем, аналитики уверены, что самой Украине будет намного сложнее пережить политические обострения отношений с Россией.

«Некоторое давление может формироваться в российском агропромышленном секторе, но в целом это скорее нейтральный аспект, так как в структуре импорта Украины только около 5% приходится на поставки продуктов питания и сельскохозяйственных товаров, и доля российской продукции в этом объеме относительно небольшая, – отметил Максим Клягин. – Вообще говоря, учитывая отрицательное сальдо (дефицит внешнеторгового оборота с Россией – более $8 млрд, всего дефицит внешнеторгового баланса Украины в 2013 году составил около $14 млрд), а также структуру российско-украинской внешней торговли – примерно четверть всего украинского экспорта и треть импорта приходится на Россию, наиболее негативными последствия ограничений могут стать именно для экономики Украины. Для российской стороны это не критичные издержки, последствия которых проще нивелировать».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter