СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Мелкий бизнес выбирает павильоны

В последнее время Волгоград заполонили торговые павильоны. Игнорируя пустующие площади действующих торговых центров, предприниматели упорно предпочитают торговать в так называемых нестационарных торговых объектах...

Поделиться

В последнее время Волгоград заполонили торговые павильоны. Игнорируя пустующие площади действующих торговых центров, предприниматели упорно предпочитают торговать в так называемых нестационарных торговых объектах. В результате все планы руководства города по обустройству торговых территорий терпят крах.

В свое время, когда на территории улицы 7-й Гвардейской дивизии ликвидировали рынок, руководство строящегося торгового центра «Арго» представляло на суд волгоградцев очень лаконичный макет будущего торгового центра, который по задумке собственника должен был до неузнаваемости изменить ландшафт, избавив его от многочисленных киосков и торговых палаток. Спустя несколько лет после открытия большая часть торговых площадей торгового центра пустует, а на прилегающей территории в великом множестве расположились торговые павильоны, по сути не сильно отличающиеся от киосков.

«Вы будете удивлены, но отчасти появление огромного числа киосков обусловлено тем, что бизнес вынужден подстраиваться под запросы потребителя, – считает руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко. – Это вопрос психологии, у которой есть своя трактовка того, почему нашим людям так дорого все то, что приходится добывать с боем. Поясню: возьмите городскую ярмарку у Дворца спорта. Уже давно и цены там не сильно отличаются от тех, что предлагают гипермаркеты, а чаще превышают их, и условия торговли оставляют желать лучшего, но люди упорно едут туда за покупками из разных концов города, будучи уверены, что таким образом экономят и обеспечивают семью качественными продуктами. К сожалению, в сознании многих волгоградцев прочно укоренилось, что все красивое – недоступно и сделано «не для нас». Это типично для российской провинции, которой мы по сути и являемся. Бизнесу удобно такое положение вещей, он и упрощается как может. Более того, как только речь заходит об ужесточении требований к предпринимателям в любом проявлении, раздается вопль целого ряда общественных организаций, которые не упускают случая упрекнуть власть в том, что она «душит бизнес». Тем не менее буквально сегодня я был на совещании у Игоря Пикалова, где мы обсуждали эту тему и решили мобилизовать свои усилия по наведению порядка с торговыми павильонами. Будем стараться действовать пожестче и привести их в более или менее достойный города вид, как это есть в цивилизованных странах».

Однако даже в случае ужесточения требований по размещению торговых павильонов коснется это только тех предпринимателей, кто посягнул на муниципальные земли. Повлиять на владения частных собственников административными методами практически невозможно.

«По сути, размещение торговых павильонов в городе происходит по двум сценариям, – напомнил прокурор Центрального района Волгограда Александр Расстрыгин. – Если речь идет о муниципальных землях, то существует определенный регламент. В данном же случае речь идет о землях собственника, на которые распространяется договорной порядок отношений. Прокуратура может вмешиваться в этот вопрос только в том случае, если собственники павильонов каким-то образом нарушают действующий закон, скажем, требования пожарной безопасности. Пока у нас не было обращений граждан по объектам на 7-й Гвардейской. Более того, недавно мы проводили проверку в отношении территории прилегающей к ТРК «Европа Сити Молл», и тоже не выявили никаких нарушений. Возможно, выглядит скопление торговых павильонов и не совсем эстетично с точки зрения отдельных граждан, но мы живем в период рыночной экономики, и она дает собственнику право использовать земли по своему усмотрению, если это не нарушает закон. Другое дело, если речь идет о размещении павильонов на землях муниципальных. Здесь мы вправе отследить соответствие размещения объекта согласно утвержденной схеме. И если собственник отстроил павильон без разрешительных документов или «нечаянно» прихватил лишних 10 метров земли, мы вправе принять соответствующие меры».

Возможные сложности в упорядочении размещения и вида объектов нестационарной торговли предвидят и архитекторы.

«Фактически наше ведомство не имеет полномочий для контролирования этого вопроса, – напомнил главный архитектор Волгограда Александр Моложавенко. – Однако проблема хаотичного размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда действительно существует. Дело в том, что до последнего времени их размещение курировалось администрациями районов города. К сожалению, их чиновники со временем продемонстрировали неспособность держать этот вопрос под контролем, в результате чего количество торговых павильонов в городе, на мой взгляд, превысило все допустимые пределы. Дело в том, что в большинстве случаев предприниматели заключали с администрациями районов пролонгируемые договора, при этом находили массу возможностей для их продления. Сейчас готовится новый порядок согласования размещения торговых объектов на территории города, который предполагает, что после утверждения схемы размещения торговых объектов будут сформированы земельные участки, которые впоследствии будут выставляться на аукцион. Возможно, такой подход поможет переломить ситуацию, хотя определенные сложности я предвижу и здесь. Кроме того, мы готовим предложения и по формированию неких требований к киоскам, к их типизации, чего нет сейчас. Отчасти это поможет навести порядок».

Тем не менее девелоперы уверены, что пока мелкому бизнесу будет выгодно строить нестационарные торговые объекты, ситуацию не удастся изменить, поскольку закон жестко не регламентирует их количество.

«По сути, в городе сейчас сложилась ситуация, когда количество торговых павильонов регулируется только количеством предпринимателей, желающих их иметь, – уверен директор Realty Group Александр Сафонов. – Безусловно, в идеале этот вопрос должны контролировать чиновники, заинтересованные в том, чтобы наш город принял цивилизованные очертания. К сожалению, сейчас они преследуют сиюминутные цели, которые заключаются в пополнении доходной части бюджета или собственного кармана. В этой связи получение участка под объект нестационарной торговли выглядит для бизнеса весьма привлекательно по сравнению с арендой в торговом центре. Из очевидных плюсов можно перечислить быструю окупаемость (в пределах 5-10 лет), невысокую стоимость обслуживания, в которую входит оплата электричества и в некоторых случаях воды и канализации. Договор же аренды несет в себе определенные риски: у предпринимателя никогда нет гарантии, что хозяин помещения его продлит, если продлит, то на тех же условиях и в том же месте, что это место будет проходимым. А уж наличие отдельного входа и вовсе считается мечтой арендатора в торговом центре. Да и владение собственностью для предпринимателя всегда предпочтительнее аренды».

Фото: Фото с сайта Sheregesh.olx.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter