На прошлой неделе волгоградцы, заправляющие автомобили бензином марки АИ-95 на станциях «Випойл», были вынуждены уехать несолоно хлебавши. Заправиться бензином этой марки можно было только владельцам топливных карт. Народная молва поспешила достроить логическую цепочку и разнесла по городу весть о закрытии заправок «Випойл».
Нынешний владелец сети заправок «Випойл» утверждает, что ни о каком закрытии речи не идет, хотя определенные изменения в компании произошли. «Да, часть заправок «Випойл» была нами продана и теперь обрела нового хозяина, – подтвердила старший менеджер коммерческого отдела ООО «Проэкс» Анна Котова. – В настоящий момент на территории Волгограда и Волжского наша сеть насчитывает 16 заправок, 6 были проданы. Но, вопреки слухам, все наши заправки функционируют, и ни о каком закрытии бизнеса речи не идет. Что касается режима ограниченного обслуживания посетителей, то он был введен в связи с дефицитом топлива, возникшим в области. Не являясь производителями бензина, мы закупаем его у оптовых продавцов в Уфе, Саратове и в данном случае столкнулись просто с отсутствием у наших поставщиков указанного вида топлива. Надеемся, что в ближайшее время ситуация нормализуется, и наши поставщики смогут обеспечить бесперебойную поставку топлива».
В Волгоградском УФАС заверили, что за последнее время никаких обращений по поводу ограничения отпуска топлива в адрес их службы не поступало.
«Мы тщательно ведем мониторинг цен на топливо на территории области, а также отслеживаем величину остатков на топливных базах, поставляющих бензин на заправки области, – пояснила начальник отдела контроля цен и экономического анализа Волгоградского УФАС Галина Марьина. – Пока по нашим оценкам ситуация находится в пределах нормы. Что касается фактов ограничения отпуска топлива, то мы не получали подобных сигналов, поэтому рассчитываем на помощь самих автомобилистов, которые могут информировать нашу службу, а мы в свою очередь обязуемся проверить эти факты и при необходимости принять соответствующие меры».
Тем временем Российский топливный союз, объединивший независимых розничных трейдеров моторного масла, на днях направил в адрес руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева обращение о ситуации на рынке нефтепродуктов страны.
«Нефтяные компании, являющиеся монополистами на оптовом рынке, обеспечивают снабжение нефтепродуктами преимущественно своих сбытовых структур, – подчеркивается в обращении. – При этом некоторые вертикально интегрированные компании (ВИНК) вынуждены покупать топливо на свободном рынке, усугубляя имеющийся дефицит и усложняя доступ к ограниченным топливным ресурсам для независимых трейдеров, искусственно стимулируя тем самым рост оптовых цен. В итоге рыночная цена бензина на 5-6 тысяч рублей выше той, по которой крупные компании поставляют его своим сбытовым сетям».
Независимые трейдеры считают, что таким образом усугубляется имеющийся дефицит и искусственно стимулируется рост оптовых цен. Однако некоторые эксперты предполагают, что компании просто недовольны размером своей прибыли.
«За последний месяц мы не увеличивали ни оптовые, ни розничные цены на топливо, – утверждает начальник управления отдела сбыта «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» Сергей Шикин. – Если провести мониторинг оптовых и розничных цен на бензин в нашей области, что делают в том числе и представители антимонопольной службы, то очевидно, что разница между оптовыми и розничными ценами позволяет этим компаниям получать прибыль. Другое дело, что независимые компании может не устраивать размер этой прибыли, отсюда и все недовольство».
По словам автомобилистов, ситуация с ценами на бензин приближается к критической точке, и подобные инциденты только накаляют ее.
«На самом деле смена собственника может лишь временно отразиться на ситуации с ценами и, как правило, проходит незамеченной для большинства автомобилистов, – считает председатель Волгоградского регионального отделения общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. – Наоборот, новый собственник в первое время заинтересован в поддержании имиджа и чаще старается снизить цены. Думаю, что в данном случае мы наблюдаем прямой результат отвратительной ситуации на топливном рынке нашей страны, когда, будучи крупнейшим импортером нефти, мы не можем обеспечить бензином потребителей внутри страны. Виноваты в этом и сами нефтяные компании, которые озабочены выжиманием прибыли, а не модернизацией производства, и руководство страны, которое не может призвать к порядку эти самые компании. Мы могли бы быть передовой державой, а вместо этого остаемся сырьевым придатком».