Компенсацию за детсады пересчитали по-новому
17 февраля 2010

Малообеспеченные семьи Волгограда теперь будут получать льготы на оплату за детский сад по новой схеме. Теперь они будут вынуждены сначала оплачивать услуги, а затем раз в квартал будут получать на свой банковский счет соответствующую компенсацию. Эксперты считают, что нововведение может создать значительные неудобства получателям льгот.

Порядок предоставления льготы по оплате содержания детей из малообеспеченных семей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях изменился согласно решению Волгоградской городской думы от 10 февраля. Принципиальное отличие заключается в том, что натуральная льгота заменена на адресную выплату компенсационного характера. Получается, что раньше малообеспеченная семья вносила в детский сад ежемесячно сумму, из которой автоматически уже был вычтен размер льготы. Теперь же нужно будет оплатить услуги детского сада полностью и лишь потом дождаться выплаты компенсации на банковский счет. Деньги будут приходить из городского департамента муниципальных выплат ежеквартально.

Эксперты пояснили корреспонденту 34banka.ru, что нововведение стало результатом изменений в части источников финансирования этих выплат. Компенсация состоит из двух частей. Первая часть выплачивается в соответствии с федеральным законодательством. Она предполагает компенсации на оплату детских садов в размере 20% – за первого ребенка, 50% – за второго, 70% – за третьего и последующего детей. В прошлом году затраты бюджета Волгоградской области на эти цели покрывались за счет федеральных субсидий. Из федерального бюджета этого года такая строчка пропала. Таким образом, эта часть расходов в 2010 году ложится на областной бюджет. Вторая часть представляет собой компенсацию в размере 50% от стоимости ежемесячной платы за детсад. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета.

В целом получается, что от перестановки слагаемых конечная сумма не изменяется. Допустим, ежемесячно на ребенка начисляется 1000 рублей за детсад. В прошлом году сначала городской бюджет компенсировал половину стоимости услуг, то есть 500 рублей, потом подключался федеральный механизм соцподдержки – допустим, если ребенок третий, то из оставшихся 500 рублей вычиталась компенсация в размере 500 х 0,7 = 350 рублей. Итого родители должны были заплатить: 1000 – 500 (1000 х 0,5) – 350 (500 х 0,7) = 150 рублей. В этом году схема расчета иная. Сначала начисляется компенсация по федеральному законодательству. Допустим, по третьему ребенку: 1000 х 0,7 = 700. Из остатка в размере 300 рублей вычитается городская компенсация в размере 50%, то есть 150 рублей. Итого родители платят: 1000 – 700 (1000 х 0,7) – 150 (300 х 0,5) = 150 рублей.

В департаменте финансов администрации Волгограда отмечают, что таким образом городской бюджет сэкономит. Примерные цифры экономии можно подсчитать, если учитывать, что в в Волгограде льготополучателями такого толка являются порядка 12 тысяч семей. Для получения муниципальной компенсации большинству родителей нужно будет только написать заявление установленной формы в детском саду и предоставить справку из территориального управления социальной защиты населения.

«Это чисто технические перестановки, – утверждает депутат Волгоградской городской думы Валентин Кляузов. – Волгоградцы ничего при этом ничего не теряют. Меняется только порядок и источник выплаты. Если сеть возможность переложить выплачивать компенсации из вышестоящего бюджета, то почему мы не должны этим пользоваться? Это был бы нонсенс».

Однако эксперты говорят, что нововведение, касающиеся порядка и процедуры получения льгот, далеко не всегда приемлемо для самих граждан. Руководитель пресс-службы уполномоченного по правам человека Юрий Корзеев привел в пример ситуацию, связанную с изменением процедуры получения государственных пенсий и алиментов детьми-инвалидами и несовершеннолетними, находящимися под опекой.

«Смысл недавно внесенных в законодательство изменений заключается в том, что государство решило взять под жесткий контроль расходование средств, выделяемых на нужды детей, – говорит он. – Родители хотя по Семейному кодексу РФ и являются законными представителями, однако теперь для того, чтобы получить деньги, предназначенные для своих детей-инвалидов, должны получить специальное разрешение органов опеки и попечительства. Понятно, что это дополнительные сложности, связанные со сбором справок, необходимостью отпрашиваться с работы и оббивать пороги различных кабинетов».

При этом тем, кто пользовался услугами федеральной почтовой связи и получал пенсионные пособия из рук почтальонов на дому, подобные разрешения не нужны. Родители, как законные представителя свои ребятишек, как получали, так и дальше без всяких сложностей будут получать ежемесячные пенсии. Получилось, одни и те же категории граждан для реализации своих законных интересов оказались в разных условиях. При этом с юридической точки зрения ситуация небезукоризненна и нами в ближайшее время ей будет дана правовая оценка.

В деле с компенсациями по оплате содержания ребенка в детсаду Юрий Корзеев видит другую сложность. Получается, что родители будут вынуждены оплатить услуги детсада сегодня в полном размере, а через определенное время лишь смогут получить компенсацию. Но далеко не каждая семья сможет без ущерба для семейного бюджета выложить эту сумму, и сколько времени ждать компенсации, если каждый рубль на счету. «Процесс таких изменений на социальном поле страны, как показывает практика, проходит неоднозначно и болезненно для людей, – говорит руководитель пресс-службы уполномоченного по правам человека. – Вариации по изменению форм и методов предоставления мер социальной помощи нередко приносят дополнительные проблемы для людей».

Анастасия КАЛИНИНА, специально для Dengi.v1.ru
Закрыть