Бизнес

В страхование кризис придет с опозданием

Финансовый кризис вынудит страховые компании кардинально пересмотреть ключевые ориентиры бизнеса, сократить издержки и сконцентрироваться на наиболее прибыльных направлениях. Осенью влияние мирового финансового кризиса остро ощутил весь финансовый сектор

" src=

Финансовый кризис вынудит страховые компании кардинально пересмотреть ключевые ориентиры бизнеса, сократить издержки и сконцентрироваться на наиболее прибыльных направлениях.

Осенью влияние мирового финансового кризиса остро ощутил весь финансовый сектор России – котировки ценных бумаг на фондовом рынке обвалились, управляющие компании фиксировали значительные убытки, банки испытывали трудности с фондированием. Страховая отрасль на фоне финансовых потрясений последних месяцев выглядит, на первый взгляд, «тихой гаванью». По словам главы Федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева, в условиях финансового кризиса страховые компании обычно обладают большей устойчивостью, потому что в отличие от банковских вкладчиков их клиенты не могут отозвать взносы, да и по сути своей страховые компании являются профессиональными управляющими рисками.

В октябре ФССН собрала и проанализировала сведения о финансовом состоянии 16 крупнейших страховых компаний, которые в совокупности контролируют более половины российского рынка страховых услуг, и пришла к выводу, что «ситуация в целом благополучна». За первые девять месяцев, по данным ФССН, страховой рынок вырос на 23% до 699,9 миллиарда рублей по сравнению с прошлым годом, при этом ведущие компании росли с опережением среднего показателя по отрасли. Однако страховые компании уже сейчас, по мнению Ильи Ломакина-Румянцева, должны провести расчет на следующий год исходя из вероятности падения сборов по отдельным видам страхования на 25-50%.

По словам главы ФССН, «страховщики должны иметь программу оздоровления, не надеясь на то, что, пережив тяжелые времена, выйдут из кризиса здоровыми и невредимыми». Генеральный директор компании «Ингосстрах» Александр Григорьев полагает, что страховые компании «накроет» летом следующего года, а реальная глубина кризиса станет измерима лишь в 2010 году. По прогнозу Александра Григорьева, из 830 страховых компаний через три года останется около 300. Оценка директора департамента рейтингов финансовых институтов агентства «Эксперт РА» Павла Самиева чуть более оптимистична: к 2010 году на рынке останется около 400-450 страховых компаний.

Видение развития рынка страховых услуг в ближайшие годы также различно: от оптимистичного прогноза – прирост сборов на 10% – до осторожного предсказания роста в 2-5% по итогам следующего года. По прогнозам агентства «Эксперт РА», спрос на страховые услуги в 2009 году впервые за последние десять лет снизится на 7% – в предыдущие годы сборы ежегодно прирастали на 20-25%. Наибольший рост страховых поступлений, да и то в пределах лишь 10-15%, продемонстрирует сегмент добровольного страхования автомобилей от угона и ущерба, а также ДМС и страхования выезжающих за рубеж. По всем остальным видам страхования сборы упадут или вырастут крайне незначительно.

Прогнозируется, что многие компании в условиях нехватки денежных средств воздержатся от пролонгации договоров имущественного страхования, урежут затраты на корпоративные социальные программы. Основные угрозы для страховой отрасли несет падение сборов по страхованию залогов по корпоративным и ипотечным кредитам, а также страхованию, связанному с потребительским и автокредитованием. Спасительным окажется лишь требование банков по пролонгации договоров страхования залогов по выданным кредитам.

«Главный упор нужно делать на пролонгации старых договоров с клиентами, так как новых будет мало, – говорит директор филиала страховой группы «Компаньон» в Волгограде Сергей Горьков. – В условиях кризиса на большой рост и развитие рассчитывать не приходится, но сильные и грамотные страховые компании выживут, несмотря на падение оборотов в разы».

Прирост страховых сборов в следующем году ожидается по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств, однако это принесет страховым компаниям не прибыль, а головную боль. Сегодня по причине высокой убыточности данного вида страхования в зоне риска находятся около 70 страховых компаний из 170, имеющих лицензии на осуществление ОСАГО. По словам Александра Григорьева, анализ статистики операций по ОСАГО свидетельствует о том, что в следующем году комбинированный коэффициент убыточности по данному виду страхования будет на уровне 110% у большинства компаний, в портфеле которых доля договоров ОСАГО превышает 50%.

Необходимо отметить, что «средняя температура по больнице» не отражает реального положения дел в ряде компаний, столкнувшихся с тем, что выплаты по ОСАГО давно превышают размер собираемых премий. Тарифы по ОСАГО не меняются в России уже шестой год, а в условиях финансового кризиса и осложнения условий ведения бизнеса для страховых компаний при существующем высоком уровне инфляции вопрос о необходимости повышения базового тарифа в ОСАГО становится все более актуальным.

«Убыточность по ОСАГО будет расти и в случае неизменности тарифов к концу первого полугодия данный вид страхования может оказаться не интересным почти для всего страхового сообщества, – говорит вице-президент ОАО «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра Евгений Череменин. – Дотация убыточности по ОСАГО за счет других видов страхования даже у сильных игроков страхового рынка будет маловероятна, поскольку динамика развития рентабельных видов страхования в 2009 году это сделать не позволит».

По мнению Александра Григорьева, для разрешения сложившейся в сегменте ОСАГО кризисной ситуации российскому правительству придется использовать опыт западных стран, где через несколько лет после введения закона тарифы повышались либо либерализовывались, как во Франции, где каждая компания получила право устанавливать собственный тариф. В противном случае государству потребуется создавать специальную корпорацию, которая будет по низким ценам продавать полисы ОСАГО и искать в бюджете источники для выплат по урегулированию убытков.

Представители крупнейших страховых компаний выражают серьезную обеспокоенность по поводу развития страхового бизнеса в России. И не столько в связи с мировым финансовым кризисом, сколько с отсутствием внятной позиции российских властей относительно стратегии развития страховой отрасли. По мнению Александра Григорьева, в России принято считать страховую отрасль дойной коровой, а потому для компенсации «сверхприбыли» страховых компаний власти передают им социальную нагрузку в виде заведомо убыточных ОСАГО, ДМС, агрострахования, страхования ответственности особо опасных предприятий и туристических операторов. Изначально заниженные «социально направленные» тарифы по указанным видам страхования исключили для клиентов возможность получения страхового возмещения в полном размере, вынудив страховые компании изыскивать «обходные пути» для уклонения от выплат под благовидным предлогом или занижения суммы возмещения.

Прогнозируемые в ближайшем будущем серьезные проблемы российских страховых компаний связаны также с плохим качеством страхового портфеля и большими издержками на ведение дел. Осложняют ситуацию и многократно возрастающие риски страховых мошенничеств со стороны клиентов, которые в условиях кризиса готовы спорить со страховыми компаниями за каждый рубль. По словам руководителя Национального агентства финансовых исследований Ольги Кузиной, социологические опросы показывают, что в России отсутствует понимание природы страховой услуги – люди, покупая страховой полис, полагают, что они приобретают не чувство защищенности от непредвиденных обстоятельств, а право на получение выплаты.

Иными словами, клиент страховой компании стремится «отбить» потраченные на полис деньги. Пока страхование так и не стало приоритетной строкой в списке необходимых расходов ни на уровне бизнеса, ни на уровне бюджета обычной российской семьи. Впрочем, как полагает исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование» Сирма Готовац, неопределенность ситуации в экономике провоцирует людей серьезнее задумываться о завтрашнем дне и стремиться защитить свое благополучие и обезопасить свой бизнес, свою семью. «А способа защитить семейный бюджет от непредвиденных затрат, связанных с дорожным происшествием, несчастным случаем, болезнью и другими форс-мажорными обстоятельствами, более эффективного чем страхование на сегодняшний день не существует», – отмечает эксперт.

Вероятными сценариями развития отрасли в условиях кризиса в ближайшей перспективе страховщики видят консолидацию отрасли и банкротство отдельных компаний, что, впрочем, пойдет только на пользу российскому рынку страховых услуг.

«Рост доли отдельных страховых компаний будет расти за счет поглощения портфелей и клиентских баз средних и мелких компаний, которые не смогут выдержать испытание кризисом, – говорит Евгений Череменин. – Кризис для сильнейших страховщиков может оказаться хорошим шансом для роста и укрепления бизнеса».

Обязательными пунктами антикризисной программы большинства страховых компаний, по мнению экспертов, станет жесткое сокращение издержек – совершенствование организационной структуры, снижение затраты на ведение дел, оптимизация налогов и закупок, сокращение персонала и пересмотр системы мотивации и вознаграждения страховых агентов.

«Антикризисные меры страховые компании уже начали принимать: как и все бизнес-структуры, они очень внимательно стали относиться к расходам: арендным платежам, расходам на связь, услуги», – говорит Сергей Горьков.

Как отмечает Сирма Готовац, в условиях кризиса люди становятся не только восприимчивы к различным рискам и стремятся обезопасить свой бюджет, но и стараются сэкономить, в связи с чем компания «Ренессанс страхование» рассчитывает, что в будущем существенно возрастет популярность франшиз и спрос на покупку полисов напрямую. Компания уже успешно запустила первый в страховой отрасли проект по прямым продажам полисов с использованием колл-центра и интернет-сайта – «Ренессанс Direct». Скидка для клиентов, желающих купить полис «дистанционно», составляет до 30%. Так что кризис – это не только глобальная заморозка во всех сегментах бизнеса, но и удачное время для старта новых проектов, которые наделят компанию явными конкурентными преимуществами и позволят выйти в число признанных лидеров.

Фото: Фото с сайта Smclinic.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем