СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Россияне пугаются ценников

Цены на продукты и непродовольственные товары возросли в этом году в среднем на 25%. Это вынудило россиян отказаться от дорогостоящих покупок и обратиться к товарам эконом класса...

Цены на продукты и непродовольственные товары возросли в этом году в среднем на 25%. Это вынудило россиян отказаться от дорогостоящих покупок и обратиться к товарам эконом класса. Эксперты уверены: если тенденция сохранится, это может привести к снижению потребления непродовольственных товаров и услуг, а также уменьшению спроса на депозиты частных лиц.

Компания «Ромир» на днях подвела итоги исследования, проводимого с апреля 2007 года по апрель этого года по методике SCIF (Shopper-Centric Information Flow). Аналитики изучили потребительские расходы свыше 8,5 тыс. человек, проживающих в российских городах с населением свыше 500 тысяч человек. Оказалось, что расходы россиян на товары повседневного спроса за указанный период из-за подорожания продуктов в среднем выросли на 25%, а в Москве – на 40%.

Участники проекта в течение года «снимали» штрих-коды с покупок, сделанных за день. На основании полученных сведений эксперты проанализировали, как менялись расходы россиян.

До сентября 2007 года структура и размеры расходов россиян были довольно стабильными: около 40% денег уходило на непродовольственные товары, 60% – на продукты. Однако ближе к осени ситуация изменилась. Повышение темпов роста инфляции привело к удорожанию продуктов, и у жителей небольших городов стиль потребления заметно поменялся.

Реакция россиян на рост цен у разных слоев населения оказалась различной. «Одни, к примеру, приняли решение сократить или вовсе отказаться от некоторых продуктов, – говорит генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Так поступали порядка 35% россиян. В основном к данной группе относились пенсионеры и бюджетники». По его словам, второй способ, к которому прибегали россияне, – это отказ от некоторых продуктов и переключение на более дешевые места покупок. В данную группу в основном попали семьи, состоящие более чем из двух человек, особенно где есть несовершеннолетние дети. При этом потребители, входящие в данную группу, стали больше времени тратить на покупки, ведь далеко не все магазины, имеющие низкие цены на товары, находились возле их дома. Оставшаяся часть опрошенных предпочитала не ограничивать желания, рассчитывая в дальнейшем увеличить свой доход. Такую стратегию чаще всего выбирали молодые и ориентированные на карьеру россияне.

По данным Федеральной службы госстатистики (Росстат), в этом году цены на продукты росли быстрее, чем на товары или услуги. Так, в период с января по май цены на потребительском рынке выросли на 7,7% по сравнению с декабрем 2007 года. При этом продовольствие подорожало на 10,2%. Интересно, что годом ранее продукты дорожали в два с лишним раза медленнее, увеличившись всего на 4,3% относительно мая 2007 года и декабря 2006 года.

«Переключение на более дешевые бренды коснулось многих продуктов: мясных и молочных товаров, растительного масла, майонеза, кондитерских изделий, – говорит генеральный директор компании «Ромир панель» Андрей Федотов. – Потребители стали отказываться от питьевого йогурта, его потребление снизилось на 7% в пользу более бюджетного кефира, появилась тенденция перехода от молотого кофе к растворимому».

Производители же изобрели свой достаточно простой способ поддержания спроса на продукцию даже при повешении цены – выпуск продуктов в упаковке меньшего веса. При этом основная задача, которую ставят на сегодняшний день перед собой производители – «чтобы люди не пугались ценников».

«Стоит больше вкладываться в имидж продукта и разъяснять значимость его потребления, — считает Андрей Федотов. – Если раньше йогурты люди покупали не задумываясь, то теперь пришло время напоминать, чем он полезен».

«На сегодняшний день качество многой продукции оставляет желать лучшего, – говорит независимый бизнес-аналитик Дмитрий Гребенюк. – Именно поэтому сейчас необходимо каждодневно совершать маленький подвиг, чтобы позволить себе питаться вкусной и здоровой пищей».

По его словам, причин подорожания продуктов на сегодняшний день можно выделить несколько: перегрев экономики, мировой кризис ликвидности, стремительный рост цен на бензин, а также высокий уровень инфляции в стране. «Сейчас я не вижу действительных мер по снижению инфляции со стороны правительства. Постоянная корректировка прогнозов по ней свидетельствует о просчетах экономистов», – говорит Дмитрий Гребенюк.

«Качественный» уровень жизни напрямую зависит от развития экономичекой и политической жизни. Пока экономика страны представляет из себя «сырьевой» характер, а любые вопросы решаются с помощью взятки. Поэтому о наступлении хорошей жизни в России пока говорить рано. Необходимо повышать диверсификацию экономики, производительность труда и рождаемость, а также развивать образование», – отмечает Дмитрий Гребенюк.

К слову, по данным Росстата на 16 июня, инфляция уже составила 8,3%. При этом за январь-май 2008 года инфляция в России в 3,6 раза превысила общую инфляцию по 27 странам-членам Евросоюза, составив 7,7% и 2,1% соответственно.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter