V1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Волгограде

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 37%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Бизнес Маленькие решения для больших проблем

Маленькие решения для больших проблем

Размышляя о текущем кризисе, представители малого бизнеса не только говорят о текущих сложностях, но и предлагают готовые рецепты их преодоления.

Основатель «Модульбанка» Яков Новиков: «Малый бизнес быстрее перестраивается в кризис»

«Многие считают, что кризис негативно влияет на малый бизнес. На самом деле количество мелких предпринимателей, наоборот, увеличивается в период кризиса: максимальный рост был зафиксирован в начале девяностых, в 1998 году и в 2008 году.

Кто-то теряет работу и вынужден заниматься бизнесом, чтобы зарабатывать. Но основная причина в том, что в кризис средние и крупные компании должны решать большое количество проблем. А милый бизнес более гибкий, он быстрее перестраивается. Представьте: поменять меню и перестроить цены в ресторанном холдинге с десятками поставщиков и точек продаж и сделать то же самое в небольшом кафе. Понятно, что небольшое кафе гораздо быстрее адаптируется, чем ресторанный холдинг: он лучше чувствует тренды, перемены, у него нет большого запаса прочности, он не может позволить себе не реагировать на изменения. Часть компаний среднего и крупного бизнеса из-за закредитованности вообще уходят с рынка, освобождая ниши.

По нашим оценкам, 20–30% компаний малого бизнеса каждый год закрывается и столько же появляется новых. Максимальное влияние кризис оказал на компании, которые были завязаны на импорте. Сильные колебания курса доллара и евро либо съели у них маржу, либо сильно сократили спрос на продукцию. Но и они начинают адаптироваться: замещают часть продукции местными аналогами или договариваются с поставщиками о фиксации курса или дополнительных скидках.

Непросто приходится и ресторанам. У многих из них аренда была зафиксирована не в рублях, а в валюте. Поэтому ставки на аренду выросли в 1,5 раза. Приходится договариваться с арендаторами. Иногда рестораторы объединяются, чтобы договариваться с арендодателями.

Вообще, это самый неприятный риск в период кризиса – когда у тебя расходы не в той валюте, в которой ты получаешь доходы.

Неудивительно, что сейчас предприниматели начинают более тщательно считать деньги. Если раньше 9 из 10 предпринимателей, например, не знали сколько они тратят на банк, то сейчас любая возможность сэкономить вызывает большой интерес. Например, в «Модульбанке» максимальным спросом стал пользоваться тариф без абонентской платы.

Вопреки привычном мнению, что малому бизнесу нужна поддержка, я считаю, что для малого бизнеса самое главное, чтобы ему не мешали и снизили налоговое давление. Это значительно стимулировало бы его рост. Не имеет смысла собирать деньги с малого бизнеса, а затем возвращать ему эти деньги в виде субсидий и поддержки».

Генеральный директор PR Partner Инна Алексеева: «Ставка на аутсорсинг и Интернет»

«Как владелец небольшого PR-агентства, в штат которого входят 34 человека, а годовой оборот не превышает 100 млн рублей, я всегда внимательно просчитываю затраты. Именно поэтому по ряду услуг мы с самого начала работы используем аутсорсинг, это намного дешевле. К примеру, это относится к курьерским сервисам, службам такси, клининг-услугам. Когда мы принимали решения относительно этих сервисов, то принимали во внимание уровень зарплаты на позиции курьера, шофера и пр., а также налоги, ДМС, аренду. К примеру, средняя зарплата личного водителя в Москве – 60 000 рублей, налоги и аренда добавят к сумме еще 40 000 рублей. Таким образом, в рамках 100 000 рублей мы легко без всяких кадровых обязательств можем использовать такси.

Другой вариант оптимизации – обучение сотрудников. Мы стараемся по максимуму использовать для них вебинары. В частности, заниматься в рамках вебинаров сотрудники могут дома, благодаря вебинарами сокращаются расходы на командировки».

Основатель и главный эксперт правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов: «Онлайн-услуги – это удобно»

«Различные кризисные явления сильно давят на предпринимателей и микробизнес. Например, могу с уверенностью сказать про наши сектора всего рынка онлайн юридических услуг. Клиенты из числа малого и среднего бизнеса все чаще пользуются, понимая очевидные выгоды, юридическими консультациями онлайн, онлайн-конструкторами юридических документов по типу FreshDoc.ru, а также записываются на юрконсультации к специализированным юристам, например, через 48Prav.ru. Надо сказать, что речь не идет о так называемых бесплатных услугах в Интернете, зачастую серых или мошеннических, а именно о платных, но не дорогих, к примеру, юрконсультация онлайн может стоить от 500 рублей, а юридически грамотный договор аренды квартиры от 250 рублей. Кризис просто ускорит инновации и еще больший уход традиционных юридических услуг в онлайн».

Коммерческий директор «Электро-Оптим» Надежда Малышева: «На связи можно и нужно экономить»

«Как современная связь помогает решать бизнес-задачи? Охотно поделюсь своим опытом. На базе виртуальной АТС «Телфин.Офис» в компании была создана единая корпоративная телефонная сеть, в рамках которой все сотрудники получили возможность общаться бесплатно. При этом намного проще стало звонить коллегам. Не важно, где они работают, в одном офисе или разных городах, достаточно просто набрать необходимый добавочный номер.

Дополнительно были подключены бесплатные программные телефоны. Теперь нет необходимости покупать новые телефоны, достаточно установить бесплатный программный телефон. С его помощью можно принимать и совершать звонки с любого мобильного устройства.

Сегодня компании удалось сократить расходы на связь на 80%. Дополнительно появилась возможность оптимизировать бизнес-процессы внутри компании, а также повысить лояльность клиентов.

Благодаря тому, что компания подключила многоканальный городской номер, увеличился телефонный трафик. В результате вырос объем продаж на 42%. За счет переадресации теперь ни один входящий звонок не остается без ответа. Если сотрудник компании работает вне офиса, все звонки переводятся на его мобильный телефон.

Интеграция АТС и CRM («Простые звонки») позволила оптимизировать качество работы сотрудников и изменить характер коммуникаций с клиентами. Теперь, когда клиент звонит в компанию, он не тратит время и не ждет ответ секретаря, при соединении звонок сразу поступает на телефон необходимого менеджера. Таким образом, удалось повысить лояльность клиентов.

Дополнительно в компании подключили сервис «Звонок с сайта», клиенты получили возможность заказать обратный звонок и бесплатно общаться с сотрудниками компании по телефону.

Как показывает практика, сегодня интернет-телефония является одним из ключевых инструментов сокращения издержек. При этом не стоит забывать о дополнительных бизнес-задачах, которые можно решить с помощью современной связи, – это и организация удаленных рабочих мест, и выход на новые рынки сбыта – причем все эти задачи интернет-телефония позволяет решить с минимальными вложениями и издержками».

Первый заместитель генерального директора DataLine Алексей Севастьянов: «ИТ-аутсорсинг – непривычно, но эффективно»

«В кризисных условиях небольшим компаниям могут оказаться не под силу затраты на покупку оборудования и самостоятельного обслуживание своей ИТ-инфраструктуры. Для малого бизнеса аргументы в пользу создания собственного ИТ-парка и вовсе сомнительны. Перевести капитальные ИТ-затраты в операционные можно, доверив организацию и обслуживание ИТ-инфраструктуры аутсорсинговой компании.

Тут несколько вариантов: если небольшая компания не располагает необходимым оборудованием, то аренда физического сервера или виртуальных ресурсов в облаке на базе коммерческого дата-центра может стать хорошей альтернативой. В этом случае компания получает необходимую инфраструктуру для разворачивания своих информационных систем (почтовый сервер, бухгалтерия, корпоративный сайт, CRM и пр.), но не отвлекает свои ресурсы на обслуживание физического оборудования, на котором развернуто облако. Вариант с облаком (инфраструктура как услуга – IaaS) поможет еще и оптимизировать ИТ-расходы в целом, так как эта модель позволяет платить только за использованные ресурсы, быстро увеличивать или сокращать объем ресурсов в зависимости от потребностей компании. Если бизнес совсем маленький и не располагает выделенным ИТ-персоналом, то для каких-то своих задач (та же бухгалтерия, CRM, почтовый сервис, склад) может использовать SaaS-сервисы. При этом сценарии компания получает уже готовое приложение через веб-интерфейс без какой-либо необходимости его настройки и интеграции со своими внутренними системами. Яркие примеры таких SaaS-сервисов – «Мегаплан», Salesforce.

Компания средних размеров, обладающая парком ИТ-оборудования, может воспользоваться услугами сolocation – размещение собственного физического оборудования на площадях коммерческого дата-центра. Такая модель ИТ-аутсорсинга позволит существенно сократить расходы на обслуживание инженерной инфраструктуры: для нормального функционирования серверного и телекоммуникационного оборудования потребуется как минимум охлаждение и бесперебойное электропитание. Чтобы не вкладываться в создание и дальнейшее обслуживание этих систем, наем узкоспециализированного персонала, лучше арендовать площади в ЦОДе.

Многие дата-центры предлагают не только услуги собственной инфраструктуры для размещения оборудования, но и готовы взять на себя администрирование информационных систем. Это возможность для компании сэкономить и на ИТ-персонале в своем штате».

Эксперт «Контур.Бухгалтерии» компании «СКБ Контур» Анна Сатдарова: «Пришло время для оптимизации затрат на бухгалтерию»

«Не секрет, что бизнесу в России сейчас приходится тяжело: продажи падают, цены растут, нет стабильности и уверенности. В этих условиях даже крупные компании испытывают потребность оптимизировать расходы – что уж говорить о небольших фирмах. Немалый вклад в экономию дает оптимизация бухгалтерского обслуживания и налогообложения.

Урезая расходы на бухгалтерию, нужно соблюдать разумный баланс. С одной стороны, небольшим фирмам, особенно на старте, не по карману содержать полноценного бухгалтера. И уж точно штат бухгалтерии не должен быть раздут. Но с другой стороны, совсем без бухгалтера не обойтись: руководители в своих решениях опираются на данные учета и увереннее себя чувствуют, если есть с кем посоветоваться по бухгалтерским и налоговым вопросам. Даже и отчетность, хотя бы «нулевую», сдавать придется.

Что можно посоветовать руководителю? Максимально упростить учет и, возможно, даже взяться за бухгалтерию самому. Именно поэтому мы делаем «Контур.Бухгалтерию» простой и понятной – чтобы в ней мог работать не только бухгалтер, но и директор, хоть немного понимающий в учете.

Ну а если без помощи не обойтись, отдайте бухгалтерию на аутсорсинг. Обслуживание в бухгалтерской фирме стоит дешевле, чем содержание бухгалтера в штате. К тому же не придется тратить деньги на учетную и правовую системы, организацию рабочего места и повышение квалификации своего сотрудника. На Западе бухгалтерский аутсорсинг для малого бизнеса распространен давно, а наши бизнесмены только начинают видеть его преимущества.

Другая существенная статья экономии – оптимизация налогообложения. Не зря специальные налоговые режимы ориентированы именно на малый бизнес: они не только упрощают учет (а значит, удешевляют его), но и прямо снижают налоговую нагрузку. Поэтому если ваша небольшая фирма применяет ОСНО – задумайтесь, действительно ли это нужно? И, конечно, не забывайте отслеживать изменения в законодательстве и снижать налоговые риски».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем