СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Леонид Пикман, заместитель главы администрации Волгограда: «Так жить и так управлять Волгоградом больше нельзя»

Кому и когда выгодна приватизация МУПов? Сколько долгов накопил Волгоград и как город будет из них выбираться? Действительно ли мэрия взяла кредит под залог здания горадминистрации? Есть ли у города шанс найти инвесторов? На эти и другие актуальные для экономики Волгограда вопросы 34banka.ru ответил заместитель главы администрации Волгограда Леонид Пикман.

– Леонид Борисович, одно из последних нововведений мэрии – разработка регламента по сдаче в аренду городских водоемов. Мэрия в самом деле рассчитывает на этом заработать, если цена на аренду уже сданных прудов получается просто смешная?

– Не думаю, что отдача от этой инициативы будет. Я не участвовал в разработке этого проекта сам, но уверен, что его основная цель – желание обеспечить пусть временного, но хозяина тем водоемам, которые есть на территории города. Сегодня, в отличие от советских времен, Волгоград уже не может вкладывать в это средства. Помните, какими тогда были городские пляжи? Впрочем, как раз ситуация с пляжами сегодня налаживается, почти в каждом районе обустроено место для отдыха и купания горожан. Мне очень хвалили пляж Кировского района, где я бы с удовольствием побывал. Так что на самом деле пруды и озера – это не самая больная тема, о которой сегодня стоит говорить.

– Вы сами напросились на вопрос о больном. Сможете расставить проблемы по степени их важности для города и степени их запущенности?

– Ситуацию можно охарактеризовать одним словом: наболело. Причем у нас сегодня болит все. Более-менее спокойно там, где присутствуют субвенции, отмечу, не субсидии. У нас давно не было проблем с выплатой заплаты учителям или работникам здравоохранения. В последние годы не было случая, чтобы из-за отсутствия средств городу грозил срыв летнего отдыха детей. Все остальное, кроме зарплат работников управленческого аппарата, находится в ужасающем состоянии. Последние пять лет не росла зарплата работников образования. Коммуналка города – в ужасающем состоянии. Терпит убытки общественный транспорт, хотя по идее эта структура может и должна работать нормально. В очень тяжелом состоянии состоянии муниципальные компании, обеспечивающие жизнедеятельность города: Водоканал, городские теплосети, ВМЭС. Это шоковый факт, который стал неприятным сюрпризом не только для руководства города, но и для губернатора. Если мы не можем эффективно управлять муниципальными предприятиями, значит мы либо неэффективные менеджеры, которые не могут подобрать эффективное руководство, либо эти предприятия нужно отдать тем, кто сможет ими грамотно распорядиться.

Город погряз в долгах: должны эти предприятия, должны им, город все время балансирует на грани отключения котельных, воды, электричества... Эти темы постоянно муссируются, и здесь сложно что-то исправить в одночасье. Здесь нужны очень радикальные меры, сейчас мы над этим работаем, и работаем очень серьезно. Потому что так жить и так управлять городом дальше просто нельзя.

Огромна проблема очередей в детсады. Она исчисляется тысячами мест, которых городу не хватает. Мы обещали три тысячи мест, и мы их сделаем и в этом году, и в следующем. Эту проблему невозможно свести на ноль прямо сегодня, но какое-то движение в решении проблемы уже видно. Причем мы не идем по пути только открытия новых детских садов, будем заниматься реконструкцией малокомплектных школ, чтобы можно было на части их территории разместить детские сады, это расширение и ремонт действующих детских садов.

Вопрос дорог. Я могу четко сказать: если мы будем работать так, как все последние годы, мы не сделаем наши дороги никогда! При том, что с каждым годом мы тратим на дороги все больше средств, нас ждет только ухудшение. Здесь система разрушения работает быстрее, чем система латочного ремонта. Городские дороги похожи на лоскутное одеяло, и встретить участок «ленточной» дороги в Волгограде сегодня почти невозможно. Мы не успеваем, потому что заброшено и загублено очень много. Сейчас мы пытаемся решить вопрос с привлечением инвестора, но для этого мы должны добиться получения этим инвестором госгарантий. Речь не идет о центре города. В конце концов, сколько можно его латать в пределах городской и областной администраций? Речь идет о полосах движения городского и муниципального транспорта от Спартановки и вплоть до заканальной части в Красноармейском районе. Понятно, что это огромный объем работ. Естественно, что то же самое нужно делать на Второй продольной, при этом не снимая вопрос внутриквартальных дорог. Но тех «копеек», которые мы сейчас платим, а они уже измеряются миллиардами, на эти потребности уже не хватает. Я сейчас перечислил болевые точки, которые мы видим и в дальнейшем будем пытаться что-то с ними сделать.

– «Здоровые» темы в экономике города вообще остались?

– Я бы назвал оздоровлением и большим освобождением для города завершение бюджетных войн с областью. Сейчас уже можно сказать, что именно это, и ничто другое мешало городу развиваться. Это поведение наших городских руководителей по отношению к областной администрации. Из-за бюджетных войн в городе вечно не хватало денег, Мы практически не участвовали в федеральных и областных целевых программах. Политика была важнее, чем экономика и хозяйствование. Сегодня этот вопрос решен. Теперь предстоит не только честно оценить ситуацию, но и попытаться ее изменить.

– Возвращаясь к теме эффективности МУПов, хочется услышать оценку позиции депутатов Волжского, которые упорно отстаивают муниципальный статус волжских рынков.

– Когда я работал в Волжском, я доказывал депутатам, что эта приватизация просто необходима. Муниципалитет должен заниматься своим делом. Поясню на примере Волгограда и Центрального рынка. Неважно, в чьи он руки перешел, главное, он работает. В принципе все волгоградские рынки, даже странный Северный, непонятный Ткачевский – все они работают и приносят прибыль владельцам. Посмотрите на наш Центральный рынок: зачем он нужен был такой огромный? Мы отдали часть его, и получили самый лучший в городе продовольственный магазин СуперМАН. Сейчас там сложно припарковаться не потому, что народ жаждет купить картошки и лука у частников, а потому что все идут в СуперМАН. Наверное, бизнесу виднее, что на этом участке лучше. Да, мы не должны убивать рынки, лишая дачников возможности продавать свои продукты. Но проедьте в Волжском мимо того рынка, закрытие которого оспаривают сейчас депутаты: этот рынок всегда закрыт, и его не спасает даже огромная табличка, напоминающая что рынок работает не только в выходные, но и в будние дни. Волжане могут заработать для города реальные деньги, если найдут инвестора, и при этом сохранят на этом месте рынок. Потому что я уверен, что народ пойдет туда, где будет хорошее кондиционирование, где будет чисто, где будет налажен сбыт. А может, там откроется и СуперМАН, не вижу в этом ничего страшного. Еще раз отмечу, что ситуация с рынками в Волжском и Волгограде отличается принципиально.

– В отличие от волжских, волгоградские депутаты как раз ратуют за «демупизацию». Что думаете о судьбе «Автокоммунтранса», который предлагают акционировать?

– Думаю, что приватизировать эти предприятия нужно было тогда, когда все наши МУПы, включая «Автокоммунтранс», были действующими и хорошо работали. Продать предприятия на пике прибыли, получить деньги в казну и построить шесть детских садов было бы здорово. Учитывая убыточность сегодняшнего «Автокоммунтранса», на деньги, полученные от его реализации, даже крышу детского сада покрыть не получится. Я понимаю так, что в данном случае речь идет о предумышленном банкротстве предприятия с целью его дальнейшей продажи. У меня нет четкого мнения по этому вопросу, но я бы хотел привлечь к ответственности тех людей, которые довели до банкротства наши МУПы. Мне сложно сказать, какими методами это делалось, но кто-то должен ответить за то, что Горводоканале и «Автокоммунтрансе» каждые два месяца менялись руководители. Здесь нет однозначного мнения, но я знаю одно: не умеешь управлять – продай. Нынешний состав депутатов работает четыре года, сегодня они выдвигают сити-менеджера и практически управляют городом. Не думаю, что раньше у них не было рычага повлиять на ситуацию, но они дождались, когда все рухнет, чтобы поднять вопрос о приватизации. Сейчас горадминистрация это не поддерживает, потому что мы не можем понять, сколько это предприятие будет стоить, в чью угоду мы это делаем.

А вот в том, что не дали гарантию «Водоканалу», я депутатов поддерживаю, и не надо мне говорить, что 100 миллионов кредита могут спасти предприятие с миллиардным долгом. Да, развиваться нужно, но нужно понять, что происходит с Водоканалом. Ну как можно дать гарантию предприятию, которое вот-вот обанкротится? А если оно завтра обанкротится, кто будет отдавать 100 миллионов? Я уже говорил депутатам, что нужно пересматривать свое отношение к бюджету, к развитию города, генеральному плану. Сегодня администрация и дума перестали быть противодействующими лагерями, где кто-то покупает депутатов, кто-то угрожает им. Ситуация принципиально иная: нам нужно дойти до выборов, которые будут в сентябре будущего года, и сдать город всенародно избранному мэру в таком состоянии, чтобы о нас не говорили того, что сейчас говорю я. Для меня самым позорным было бы услышать вопрос: «Как ты так нахозяйствовал?» Не знаю, как после этого можно спокойно ходить по улице и улыбаться при этом?

– Нынешнюю думу многие упрекают в излишнем интриганстве и неэффективности. Поддерживаете эту позицию?

– А какой эффективности люди ждут от думы? Я не буду говорить о политике, я никогда ею не занимался. Но я знаю, что сегодня в думе очень много высокопрофессиональных людей, которые прекрасно знают ситуацию в городе в целом, а не только по своей узкой направленности. Когда я с ними разговариваю, мы ведем диалог на одном языке, и получается очень сбалансированная картина. Среди них есть производственники, бюджетники, бывшие управленцы, бизнесмены, политики. Но если бы эти люди сели и, исходя из своего спектра знаний, распределил свое влияние на бюджет, сити-менеджера, было бы здорово. Сегодня комитетов в думе больше, чем управлений в администрации. По сути они сами размыли сферу своего влияния. Я это вижу, но не могу ими управлять, хотя мой кабинет открыт для каждого из депутатов. По отдельности каждый из них очень вменяемый человек. Что с ними происходит, когда они вместе – не знаю.

– Как потребителю вам комфортно в Волгограде?

– Нет, очень некомфортно. Случилось так, что я пожил в Москве: я там учился, два раза пробовал жить, хотя и не получилось. Но там специальными химрастворами весной по всей Москве моют канализацию. Там каждую весну к домам завозят чернозем и сажают траву. Наконец, там о начале снегопада узнают по тому, что дворники вне зависимости от времени суток начинают скрести асфальт. Там нет сосулек! Да, там пробки, что доставляет дискомфорт, но есть и такие вещи. В Волгограде прекрасные театры, но у нас нет концертных залов. Я не хочу критиковать, кому и зачем отдали ДПП, который до сих пор стоит, но концерты у нас проходят в ДК. Скоро артисты начнут выступать в цирке, НЭТе и Музкомедии, потому что реально негде. Дворец спорта – такого объема зрителей многим уже не собрать, стадионов у нас нет. Парки – у нас их нет. В том же Ростове четыре парка, три из них великолепно действуют. Хорошо, что стало много кинотеатров и торговых центров. Поэтому народ и пьет.

– Есть ли желание и возможности это изменить?

– Конечно, дело в одном: желании что-то изменить. Но на сегодня нам нужно искать даже не деньги, не инвестора, хотя это важно. Нам нужно изменить психологию чиновников. Я четвертый в этом кресле зама. Какое отношение к работе может быть у людей, когда с такой скоростью меняются руководители? Они не смотрят дальше недели-месяца, они не понимают, в какую сторону идти. Сегодня нужно изменить психологию чиновников, которые не видят дальше вытянутой руки. Мы пришли к тому, что невозможно грамотного человека попросить стать топовым менеджером в здании администрации, потому что люди понимают, насколько нелегко лавировать в этих потоках.

– Город активно обсуждает слух, согласно которому мэрия кредитовалась в одном из банков под залог здания администрации...

– Мне уже надоело отвечать про этот залог, но еще раз подчеркну: ни одно имущество мэрии в залоге не находится, идет ли речь о троллейбусе, трамвае или здании. Затрудняюсь ответить, кому может быть интересно распространение этих слухов.

– Раз уж тема напряженной финансовой ситуации не раз всплывала в разговоре, то уточните, каков сегодня размер муниципального долга и насколько город далек от банкротства?

– Я уже не раз озвучивал эти цифры, они прозрачны. Долг бюджета перед банками, кредитными организациями, облигационные займы – превышает четыре миллиарда рублей. Долг муниципальных коммунальных предприятий перед снабжающими организациями – более двух миллиардов рублей. Не могу не отметить, что около миллиарда рублей мэрия должна выплатить по судебным искам, которые стали частью той протекционистской политики мэрии, которая была до или во время Гребенникова. На нас подают и выигрывают иски нами же ликвидированные муниципальные предприятия, требуя возместить им ущерб, нанесенный изъятием у них имущества. Вот и весь долг. В царские времена за такие долги стрелялись. Как выйти из этой ситуации? Есть пути выхода, но на первом этапе нам нужно продлить долг, чтобы некоторый период не выплачивать тело кредита. Это даст нам время привлечь инвесторов и заняться экономикой города. Для этого нам нужно хотя бы пару лет. Параллельно мы уже ведем переговоры с инвесторами.

– В период прежнего губернатора слово «инвестиции» стало почти ругательным, потому что было много обещаний, но мало реальных инвесторов на уровне области. Основные претензии инвесторов заключались в политической нестабильности региона. Сейчас ситуация изменилась?

– Потенциальные инвесторы сегодня действительно есть, и их интересы затрагивают разные тем: от лизинга транспорта до строительство завода по производству трамваев. К слову, это проект мы уже хотим показать в Сочи. Представители Альфа-банка готовы инвестировать в реконструкцию нашего коммунального хозяйства и дорог. Банк Москвы интересуется вопросом единой транспортной карты проезда. Это не полный список, но он дает понять, что интерес к городу у инвесторов есть. Наша стабильность в их глазах – наш губернатор. Он развил такую бурную деятельность и здесь, и в столице, что разговаривать с инвесторами становится легко. И это здорово.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter