СЕЙЧАС +24°С
Все новости
Все новости

Волгоградский завод буровой техники покинули конструкторы

Волгоградский завод буровой техники в последние месяцы оказался зоной повышенной конфликтности. В начале февраля выплаты заработной платы требовали сварщики, в конце месяца завод покинули технический директор...

Поделиться

Волгоградский завод буровой техники в последние месяцы оказался зоной повышенной конфликтности. В начале февраля выплаты заработной платы требовали сварщики, в конце месяца завод покинули технический директор и несколько его заместителей. Эксперты утверждают, что это только видимая часть накопившегося айсберга проблем предприятия.

Первым звоночком, сигнализирующим о серьезных проблемах на ВЗБТ, стал конфликт руководства завода с частью коллектива. Причиной спора стало недовольство 39 рабочих-сварщиков как размером, так и регулярностью выплаты заработной платы. По словам самих рабочих, их в корне не устраивало как то, что за свой труд они получают зарплату около восьми тысяч рублей, так и задержки выплаты заработной платы.

По информации руководителя отдела по вопросам гражданской службы, кадров, организационно-правового и информационно-аналитического обеспечения Государственной инспекции труда в Волгоградской области Елены Коробовой, до коллективно-трудового спора дело не дошло. Как оказалось, конфликт перетек в другую плоскость и решился более радикальными методами. Несколько дней назад завод покинули несколько инженерно-технических рабочих во главе с главным конструктором предприятия Игорем Колесниковым.

Напомним, ВЗБТ считается известнейшим российским производителем средних и легких буровых вышек. В последние годы завод перешел к производству тяжелых вышек, способных выдерживать нагрузку до 300 тонн, и в настоящий момент в работе находится контракт на поставку 24 таких вышек для компании «Сургутнефтегаз». Однако осенью 2011 года в средства массовой информации дважды просачивалась информация об авариях во время испытания буровых на ВЗБТ. Так, 25 ноября прошлого года в ходе проведения испытаний буровой установки БУ 4200/250 эшелонно-кустового типа под нагрузкой на ВЗБТ произошел обрыв талевого каната. Информация об аварии в ходе испытаний новой вышки на нагрузку появлялась и в октябре прошлого года, но официальные представители завода упорно опровергали существование каких-либо проблем, ссылаясь на обычную внештатную ситуацию, решаемую в рабочем порядке.

Увольнение ведущего инженерно-конструкторского состава на предприятии также отказались комментировать, перенаправив все запросы в адрес первого заместителя председателя правления Нокссбанка Михаила Мамчича. Последнего застать на рабочем месте не удалось «ввиду чрезвычайно плотного рабочего графика».

Между тем, эксперты отметили, что причиной увольнения сотрудников ВЗБТ могла стать в том числе и напряженная обстановка, сложившаяся на предприятии. Более того, коллег по отрасли массовое увольнение конструкторов вовсе не удивило.

«ВЗБТ был не всегда корректен в своей кадровой политике, – считает главный конструктор ОАО «Волгограднефтемаш» Александр Таволгин. – Когда предприятие было с заказами, под их выполнение набирали новых людей, некоторое время им платили обещанную зарплату, а когда заказы заканчивались, людей не увольняли, а просто сокращали зарплату, и люди уходили сами. Знаю об этом не понаслышке, поскольку наши сотрудники тоже пробовали работать на ВЗБТ. То, что произошло сейчас, могло стать прямым следствием проблем предприятия с получением заказов. В любом случае без работы специалисты такого уровня, как работали на ВЗБТ, не останутся».

Основные проблемы, которые могли возникнуть на ВЗБТ, эксперты связывают со сложностями, возникшими в работе над последним крупным заказом ОАО «Сургутнефтегаз».

«Судя по всему, завод переоценил свои возможности в погоне за крупным заказом, – пояснил 34banka.ru один из волгоградских экспертов Союза производителей нефтегазового оборудования, отказавшийся от авторизованного комментария. – В свое время рынок производства буровых установок формировался стихийно, и в настоящее время он жестко поделен между российскими производителями. До последнего времени ВЗБТ специализировался на буровых грузоподъемностью 160 тонн, а контракт с «Сургутнефтегазом» требуют производить установки грузоподъемностью 250 тонн. Чтобы уложиться в эти параметры в рамках имеющегося на предприятии оборудования, пришлось поработать над усилением конструкций. Возможно, именно это стало проблемой в соблюдении сроков поставок. Так или иначе, заказ для «Сургутнефтегаза» может задержаться как минимум на год».

На самом ОАО «Сургутнефтегаз» проблемы комментировать не стали, заверив, что не намерены обсуждать сложности своих партнеров.

Однако эксперты отмечают, что в случае потери ВЗБТ контракта с ОАО «Сургутнефтегаз» заказ могут получить как их российские конкуренты, так и производители из Китая.

«Регулирование этой отрасли в России напрямую связано с введением заградительных пошлин для иностранных производителей, – отметил Александр Таволгин. – Пока эти пошлины существовали, ВЗБТ был на подъеме и даже умудрился получить контракт «не на своем поле», о котором изначально говорили как о заведомо невыполнимых обязательствах как по объемам, так и по срокам поставок. В настоящее время речь идет как минимум о срыве сроков поставок, если при этом не брать в расчет информацию о проблемах с падением буровой во время испытаний, что представители ВЗБТ упорно опровергают. Сейчас у «Сургутнефтегаза» есть все основания для расторжения контракта, и тогда этот заказ вполне могут получить китайские конкуренты».

Последнюю точку зрения оспаривают аналитики финансового рынка.

«Рынок оборудования для нефтедобычи развивается вполне успешно, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Его рост составляет примерно 5-10% в год. Перспективы его связаны с дальнейшими планами по увеличению добычи нефти в нашей стране, но не только. Огромное значение в предстоящие 5-10 лет будет иметь изменение условий добычи нефти. Во-первых, нефтяники уже двинулись в новые районы добычи, с другими климатическими и геологическими условиями, а это значит, что им потребуется новое оборудование, способное работать в этих условиях. Во-вторых, меняется сама нефть, если в новых районах добычи она малосернистая, то в традиционных районах добычи такая нефть постепенно истощается, остается вязкая нефть, битумы, которые требуют другого нефтедобывающего оборудования. В-третьих, используемое сейчас оборудование также изнашивается, и ему требуется замена. Все вместе эти причины как раз и объясняют, почему спрос на нефтедобывающее оборудование будет расти. Что касается отечественных производителей такого оборудования, то положение их в последнее время действительно меняется. Их активно теснят иностранные производители оборудования, в том числе и из Китая.

Сегодня на нашем рынке присутствуют все три ведущих мировых производителя такого оборудования: Shlumberger, Halliburton, Baker Hughes. Они давно обосновались у нас, широко представлены в нефтяной отрасли, даже есть производства некоторых видов оборудования в России. Китайские компании пока ограничиваются поставками нефтедобывающего оборудования и производства здесь не открывали. То есть уже можно говорить о том, что вступление в ВТО ничего кардинально не изменит в отрасли. Все, кто хотел прийти на российский рынок, уже здесь. Если говорить конкретно о китайских производителях и их оборудовании, то да, они теснят наших производителей, используя ценовой фактор, и даже введение импортных пошлин на ввозимые буровые установки, а именно их поставляют к нам китайцы, не смогло полностью остановить их ввоз в страну.

Тем не менее, перспективы у наших производителей нефтеперерабатывающего оборудования есть. Объясняется это следующим образом. Во-первых, вопрос цены оборудования, хоть и является одним из ключевых, но все же не единственным, важно еще и качество, а по этому показателю наши производители превосходят китайцев. Во-вторых, не все виды нефтедобывающего оборудования китайцы поставляют к нам, так что у наших производителей еще остаются рыночные ниши, в которых они лидируют. И, в-третьих, у наших производителей остаются резервы для повышения эффективности производства, и, как следствие, снижения цен на свою продукцию, так что не стоит заранее складывать руки и переставать бороться и остальным нашим производителям. Кстати говоря, весьма показательно, что ушедшие с ВЗБТ 50 конструкторов не ушли в никуда, а создают свое собственное КБ. Это значит, что они видят перспективы этого рынка, у них есть высочайший интеллект, гигантский опыт, и они готовы рискнуть всем, что имеют, но создать собственное дело. И это достойно восхищения и всяческой поддержки. И если группа энтузиастов совершила такой шаг, то почему остальные наши производители, крупные предприятия должны просто так отдавать наш рынок иностранцам? Они не только могут бороться, но могут и победить. Шансы для этого у них есть».

Сейчас ситуацию, сложившуюся на ВЗБТ, пристально отслеживают в руководстве области.

«Василий Иванович Галушкин сейчас пытается вмешаться в ситуацию, – подтвердила руководитель секретариата заместителя главы администрации Волгоградской области по промышленности и торговле Елена Володина. – Думаю, что как только он вернется из командировки, им будет предпринят целый ряд мер, касающихся проблем ВЗБТ».

Фото: Фото с сайта Yprom.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter