СЕЙЧАС +11°С
Все новости
Все новости

Вагонное дело, или кто найдет вагоны для промышленности?

В последние несколько месяцев одной из самых острых для российского бизнеса тем стали хронические проблемы с отправкой продукции посредством железнодорожного транспорта. Дошло до того, что управлением отраслью в ручном режиме занялось высшее руководство с

Поделиться

В последние несколько месяцев одной из самых острых для российского бизнеса тем стали хронические проблемы с отправкой продукции посредством железнодорожного транспорта. Дошло до того, что управлением отраслью в ручном режиме занялось высшее руководство страны. Не обошла стороной вагонная тема и волгоградский бизнес.

Где болит?

Волгоградские производители утверждают, что последствия проводимой реформы ОАО «РЖД», в рамках которой вагонный парк передан в частные компании, крайне негативно отразились на работе компаний агропромышленного и нефтехимического сектора, а в ближайшее время способны привести к транспортному коллапсу.

Производители утверждают, что последствия реформы РЖД сегодня ощущает каждое предприятие, имеющее договорные отношения этой структурой. Однако если в крупных компаниях логистика перевозок выстроена все же более жестко, то малый и средний бизнес оказался не в состоянии вписаться в реалии проводимой на железной дороге реформы. Несмотря на проводимую разъяснительную работу, некоторые производители оказались не готовы к сотрудничеству с компаниями-операторами. Особенно четко эта ситуация прослеживается при перевозке овощной и бахчевой продукции.

«Помимо организационного хаоса, производители зерна несут убытки из-за неразберихи с вагонами, – пояснил менеджер ООО «Луис Дрейфус» Александр Тарасов. – Из-за того, что мы не можем вовремя отправить зерно нашим заказчикам, то есть вывезти его с элеватора, мы не можем эффективно использовать емкость элеватора, в том числе и на приеме зерна. В результате мы вынуждены нести дополнительные транспортные расходы. Несмотря на то, что наша компания перенесла проблему вывоза продукции на счет покупателей, получается, что она нас затрагивает. Особенно печально осознавать действительность, имея возможность сравнить, как складывается ситуация в других странах. К примеру, в прошлом году я был в США, где уже тогда тарифы были в среднем ниже российских на 30%. В этом году, когда очевидным стал серьезный рост тарифов на железнодорожные перевозки в России, наши расценки и вовсе вышли из мировых уровней. При таких условиях транспортировки наша продукция, в частности зерна, становится неконкурентоспособной на внешнем рынке».

Некоторые производители и вовсе ставят вопрос ребром, заявляя, что проблема вагонов ставит под угрозу сам факт существования их бизнеса.

«В октябре нам отказано в поставке 30 вагонов, – подсчитывает генеральный директор ООО «Волгоградский комбикормовый завод» Ольга Королькова. – Не отправлено 18 тысяч тонн зерна. Я плачу штрафы за неисполненный договор. Что делать? Мне остается лишь закрыть свое предприятие. Выиграет ли от этого область? Выиграете ли от этого вы, потеряв еще одного своего клиента?»

Производители утверждают, что в рамках реформы уже было очевидно, что она в ее нынешнем виде направлена на поддержание интересов крупных производителей.

«В настоящее время ООО «ВКЗ» имеет договоры на предоставление вагонов с тремя собственниками: ООО «ЛП Транс», ОАО «ПГК», ЗАО «Русагротранс», ОАО «РЖД» – грузополучателями, – пояснила Ольга Королькова. – Причем договоры с собственниками вагонов были заключены с нами на условиях добровольно-принудительных, когда вагонный парк передавался из собственности РЖД в собственность ЗАО «Русагротранс», и они уже тогда заявляли, что им интересны только те грузоотправители, которые способны отправлять «маршруты» и перевозить в год сотни тысяч тонн зерна. Уже в тот момент можно было задуматься, станут ли навязанные отношения партнерскими, и к чему это приведет. Сегодня мы имеем факты недобросовестного исполнения нашими партнерами договорных отношений. А расчет тарифов на минимальную загрузку вагонов, а не как прежде, за вагон независимо от его загрузки, привел к значительному удорожанию перевозки и лишил нас стимула максимальной загрузки вагонов, что немаловажно в условиях дефицита этих самых вагонов».

Важность затронутой темы подтверждает хотя бы тот факт, что ранее она уже становилась темой селекторного совещания, организованного вице-премьером Виктором Зубковым.

«Из Волгоградской области отправка зерна с элеваторов за пределы региона производится в портовые элеваторы Ростовской области и Краснодарского края, – напомнил губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко. – В текущем году, по сравнению с неурожайным 2010 годом, наблюдается рост объемов железнодорожных перевозок: с января по сентябрь текущего года было перевезено более 402 тыс. тонн зерна. Определенные подвижки в этом направлении уже есть и они напрямую связаны с тесным взаимодействием руководства области с РЖД. Так, начала стабилизироваться и ситуация с обеспеченностью вагонами-зерновозами – Волгоградское отделение Приволжской железной дороги, Волгоградское агентство фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» и обособленное подразделение «Русагротранса» в Волгограде активизировали взаимодействие с основными отправителями зерновых грузов. Сейчас стоит задача расширить эту работу, всемерно содействуя курсу на повышение информированности жителей Волгоградской области о проводимых органами исполнительной власти Волгоградской области мероприятиях по развитию гражданского общества в Волгоградской области».

Уже сегодня эксперты выделяют целый ряд секторов экономики, которым потребуется уделить дополнительное внимание.

«В связи со сложившейся ситуацией больше всего сложностей испытывают компании, нацеленные на экспорт в среднеазиатские республики, в республики Северного Кавказа, – отметил вице-президент Волжской ТПП Александр Форер. – Аргумент владельцев вагонов – отсутствие обратных грузов из этих республик, вследствие чего заказчику предлагается как при заказе такси в дальние районы оплатить перевозку груза в оба конца, что делает транспортные расходы просто нереальными. Но даже если клиента не испугает цена, ответственность за сохранность доставляемых грузов транспортники не несут».

Как вариант выхода из проблемы волгоградские производители уже рассматривают возможность отказа от услуг железной дороги и переход на пользование автомобильным транспортом.

«Плохо то, что эта схема не всем доступна, – отметил Александр Форер. – Я знаю примеры крупных компаний, которые просчитали ситуацию еще в момент начала реформы и уже в корне пересмотрели транспортную политику своих компаний, в том числе и за счет создания собственного автопарка. Мелким же компаниям и сельхозпроизводителям, чьи перевозки имеют выраженную сезонность, этот способ решения проблемы просто не по плечу».

«В кризисные годы волгоградские производители с огромным трудом отстаивали свое право на существование, в острейшей конкурентной борьбе осваивали внешний рынок, который сейчас вполне могут потерять, – отметила вице-президент ТПП Волгоградской области Изольда Нестеренко. – Даже те долгосрочные контракты, что были заключены до начала проблем с поставкой продукции, сейчас находятся под угрозой срыва».

Диагноз преувеличен?

Представители РЖД и транспортных компаний утверждают, что сложившаяся ситуация была прогнозируема и является прямым следствием проводимых в отрасли реформ. Единственная по сути проблема, которую они готовы признать на сегодня, – отсутствие единой диспетчерской службы, вследствие чего эффективность использования вагонного парка оставляет желать лучшего.

«В настоящее время практически весь инвентарный парк грузовых вагонов, содержавшийся на балансе ОАО «РЖД», передан компаниям-операторам, – напомнил главный инженер Приволжской железной дороги Владимир Ковалев. – На сегодняшний день практически все перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются в частном подвижном составе. Все проблемы, о которых мы сейчас говорим, представлены в несколько приукрашенном виде, поскольку они появились не сегодня, а были и при МПС, и в единой структуре РЖД. И, как показывает практика, эти проблемы решаемы, тем более что сейчас информация о проблеме озвучена и в Минтрансе, и в головном офисе РЖД. Сейчас правительство поручило подготовить документ об управлении вагонным парком, и, как только он появится, ситуация нормализуется».

Между тем сами производители оказались не готовы ждать, требуя немедленных мер реагирования, в том числе и от руководства области.

«Сейчас правительство волевым решением занимается распределением по стране вагонного парка, – напомнила Изольда Нестеренко. – Мы считаем, что это неправильно, и подготовили свои предложения по решению конфликта. Спикер Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов уже пообещал в самый короткий срок передать их лично Виктору Зубкову. Прямую заинтересованность в решении проблемы продемонстрировало и руководство области, от которого мы также ждем активной поддержки».

Как лечить будем?

Сегодня всем очевидно, что до принятия законодательных мер с целью устранения имеющихся пробелов в нормативных актах, регулирующих отношения субъектов, занятых в железнодорожных перевозках, рассчитывать приходится на то самое пресловутое «управление в ручном режиме». Сейчас предпринимателям приходится обращаться к чиновникам обладминистрации с тем, чтобы заручиться поддержкой в оказании влияния на представителей транспортных компаний.

«С обеспокоенностью проблемой отправки груза к нам уже обращалось руководство абразивного, керамического заводов, – подтвердил старший консультант управления промышленности и ресурсов аппарата главы администрации Волгоградской области Алексей Сипатов. – Представители РЖД настаивают, что сложившаяся ситуация нормальна, поскольку «мы идем в рынок, где выживет сильнейший». Мы согласны с тем, что рынок на железной дороге нужен, но не готовы мириться с тем, что тарифы в этот переходный период серьезно подросли без видимых причин, что происходит неразбериха с поставкой вагонов, что на железной дороге утрачены технологии ремонта вагонного парка. Если ситуация не поддается регулированию рынком, на что уповает РЖД, значит, ее нужно решать на другом уровне. У меня есть твердая уверенность в том, что уже в следующем году улучшения в этом вопросе будут».

Несмотря на остроту проблемы и на огромное количество жалоб, поступающих от предпринимателей в надзорные органы, представители прокуратуры подтверждают, что их полномочия не позволяют вмешиваться в ситуацию.

«Несмотря на остроту проблемы и большое количество претензий, с ней связанных, которые поступают в том числе и в прокуратуру, с нашей стороны на сегодня нет рычагов эффективного воздействия на ситуацию, – считает заместитель прокурора Волгоградской транспортной прокуратуры Дмитрий Варламов. – Скорее это проблемы компетенции Федеральной антимонопольной службы. Вероятнее всего, ситуация потребует изменения законодательства на федеральном уровне. Сейчас отношения, по которым возникает столько конфликтных ситуаций, носят характер нарушения отдельных договоров между хозяйствующими субъектами, которые не регламентированы законами».

Для урегулирования возникших проблем волгоградские производители отметили необходимость скорейшего принятия на федеральном уровне законопроектов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также в Федеральный закон от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Особое внимание предлагается обратить на перевозку энергетических, сельскохозяйственных и социально-значимых грузов. Транспортным компаниям – владельцам вагонов волгоградские производители предлагают произвести ревизию ценовой политики и привести ее в соответствие с фактическими затратами и предельным уровнем рентабельности.

Фото: Фото с сайта Inforotor.ru, видео Андрея ГОТЬЯНОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter