СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Волгоградских производителей накрыл транспортный коллапс

Волгоградские производители утверждают, что последствия проводимой реформы ОАО «РЖД», в рамках которой вагонный парк передан в частные компании, крайне негативно отразились на работе компаний агропромышленного и нефтехимического сектора...

Поделиться

Волгоградские производители утверждают, что последствия проводимой реформы ОАО «РЖД», в рамках которой вагонный парк передан в частные компании, крайне негативно отразились на работе компаний агропромышленного и нефтехимического сектора, а в ближайшее время способны привести к транспортному коллапсу.

Производители утверждают, что последствия реформы РЖД сегодня ощущает каждое предприятие, имеющее договорные отношения этой структурой. Однако если в крупных компаниях логистика перевозок выстроена все же более жестко, то малый и средний бизнес оказался не в состоянии вписаться в реалии проводимой на железной дороге реформы. Несмотря на проводимую разъяснительную работу, некоторые производители оказались не готовы к сотрудничеству с компаниями-операторами. Особенно четко эта ситуация прослеживается при перевозке овощной и бахчевой продукции.

«Помимо организационного хаоса производители зерна несут убытки из-за неразберихи с вагонами, – пояснил менеджер ООО «Луис Дрейфус» Александр Тарасов. – Из-за того, что мы не можем вовремя отправить зерно нашим заказчикам, то есть вывезти его с элеватора, мы не можем эффективно использовать емкость элеватора, в том числе и на приеме зерна. В результате мы вынуждены нести дополнительные транспортные расходы. Несмотря на то, что наша компания перенесла проблему вывоза продукции на счет покупателей, получается, что она нас затрагивает. Особенно печально осознавать действительность, имея возможность сравнить, как складывается ситуация в других странах. К примеру, в прошлом году я был в США, где уже тогда тарифы были в среднем ниже российских на 30%. В этом году, когда очевидным стал серьезный рост тарифов на железнодорожные перевозки в России, наши расценки и вовсе вышли из мировых уровней. При таких условиях транспортировки наша продукция, в частности зерно, становится неконкурентоспособной на внешнем рынке».

Некоторые производители и вовсе ставят вопрос ребром, заявляя, что проблема вагонов ставит под угрозу сам факт существования их бизнеса.

«В октябре нам отказано в поставке 30 вагонов, – подсчитывает генеральный директор ООО «Волгоградский комбикормовый завод» Ольга Королькова. – Не отправлено 18 тысяч тонн зерна. Я плачу штрафы за неисполненный договор. Что делать? Мне остается лишь закрыть свое предприятие. Выиграет ли от этого область? Выиграете ли от этого вы, потеряв еще одного своего клиента?»

Важность затронутой темы подтверждает хотя бы тот факт, что ранее она уже становилась темой селекторного совещания, организованного вице-премьером Виктором Зубковым.

Поделиться

«Из Волгоградской области отправка зерна с элеваторов за пределы региона производится в портовые элеваторы Ростовской области и Краснодарского края, – напомнил губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко. – В текущем году, по сравнению с неурожайным 2010 годом, наблюдается рост объемов железнодорожных перевозок: с января по сентябрь текущего года было перевезено более 402 тыс. тонн зерна. Определенные подвижки в этом направлении уже есть, и они напрямую связаны с тесным взаимодействием руководства области с РЖД. Так, начала стабилизироваться и ситуация с обеспеченностью вагонами-зерновозами. Волгоградское отделение Приволжской железной дороги, Волгоградское агентство фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» и обособленное подразделение «Русагротранса» в Волгограде активизировали взаимодействие с основными отправителями зерновых грузов. Сейчас стоит задача расширить эту работу, всемерно содействуя курсу на повышение информированности жителей Волгоградской области о проводимых органами исполнительной власти Волгоградской области мероприятиях по развитию гражданского общества в Волгоградской области».

Уже сегодня эксперты выделяют целый ряд секторов экономики, которым потребуется уделить дополнительное внимание.

«В связи со сложившейся ситуацией больше всего сложностей испытывают компании, нацеленные на экспорт в среднеазиатские республики, в республики Северного Кавказа, – отметил вице-президент Волжской ТПП Александр Форер. – Аргумент владельцев вагонов – отсутствие обратных грузов из этих республик, вследствие чего заказчику предлагается как при заказе такси в дальние районы, оплатить перевозку груза в оба конца, что делает транспортные расходы просто нереальными. Но даже если клиента не испугает цена, ответственность за сохранность доставляемых грузов транспортники не несут».

Как вариант выхода из проблемы волгоградские производители уже рассматривают возможность отказа от услуг железной дороги и переход на пользование автомобильным транспортом.

«Плохо то, что эта схема не всем доступна, – отметил Александр Форер. – Я знаю примеры крупных компаний, которые просчитали ситуацию еще в момент начала реформы и уже в корне пересмотрели транспортную политику своих компаний, в том числе и за счет создания собственного автопарка. Мелким же компаниям и сельхозпроизводителям, чьи перевозки имеют выраженную сезонность, этот способ решения проблемы просто не по плечу».

«В кризисные годы волгоградские производители с огромным трудом отстаивали свое право на существование, в острейшей конкурентной борьбе осваивали внешний рынок, который сейчас вполне могут потерять, – отметила вице-президент ТПП Волгоградской области Изольда Нестеренко. – Даже те долгосрочные контракты, что были заключены до начала проблем с поставкой продукции, сейчас находятся под угрозой срыва».

Представители РЖД и транспортных компаний утверждают, что сложившаяся ситуация была прогнозируема и является прямым следствием проводимых в отрасли реформ.

«В настоящее время практически весь инвентарный парк грузовых вагонов, содержавшийся на балансе ОАО «РЖД», передан компаниям-операторам, – напомнил главный инженер Приволжской железной дороги Владимир Ковалев. – На сегодняшний день практически все перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются в частном подвижном составе. Все проблемы, о которых мы сейчас говорим, представлены в несколько приукрашенном виде, поскольку они появились не сегодня, а были и при МПС, и в единой структуре РЖД. И, как показывает практика, эти проблемы решаемы, тем более что сейчас информация о проблеме озвучена и в Минтрансе, и в головном офисе РЖД. Сейчас правительство поручило подготовить документ об управлении вагонным парком, и как только он появится, ситуация нормализуется».

Между тем сами производители оказались не готовы ждать, требуя немедленных мер реагирования в том числе и от руководства области.

«Сейчас правительство волевым решением занимается распределением по стране вагонного парка, – напомнила Изольда Нестеренко. – Мы считаем, что это неправильно, и подготовили свои предложения по решению конфликта. Спикер Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов уже пообещал в самый короткий срок передать их лично Виктору Зубкову. Прямую заинтересованность в решении проблемы продемонстрировало и руководство области, от которого мы также ждем активной поддержки».

О том, что решение проблемы требует вмешательства на самом высоком уровне, напомнили и представители надзорного органа.

«Несмотря на остроту проблемы и большое количество претензий, с ней связанных, которые поступают в том числе и в прокуратуру, с нашей стороны на сегодня нет рычагов эффективного воздействия на ситуацию, – считает заместитель прокурора Волгоградской транспортной прокуратуры Дмитрий Варламов. – Скорее это проблемы компетенции Федеральной антимонопольной службы. Вероятнее всего, ситуация потребует изменения законодательства на федеральном уровне. Сейчас отношения, по которым возникает столько конфликтных ситуаций, носят характер нарушения отдельных договоров между хозяйствующими субъектами, которые не регламентированы законами».

Для урегулирования возникших проблем волгоградские производители отметили необходимость скорейшего принятия на федеральном уровне законопроектов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также в Федеральный закон от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Особое внимание предлагается обратить на перевозку энергетических, сельскохозяйственных и социально-значимых грузов.

Фото: Фото с сайта Southru.info

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter