Рядовой инцидент на крупном заводе Волгограда настолько тщательно замалчивается, что поневоле вызывает повышенный интерес. В ряде российских СМИ сообщили, что на Волгоградском заводе буровой техники во время подъема буровой вышки на предмет проверки ее десятиминутной выдержки в статичном положении (на высоте 30 см от опоры) произошло ее падение. Согласно версии, изложенной СМИ, в результате падения были деформированы две секции, человеческих жертв удалось избежать. В подтверждение этого факта очевидцы даже якобы выложили видеоролик на сервис Youtube, однако тот вскоре был удален.
Примечательно, что за несколько дней до падения, 19 октября, о вышках производства ВЗБТ протрубили на всю страну: завод проинспектировал первый вице-премьер России Виктор Зубков, решивший лично проконтролировать ситуацию на предприятии. Как сообщила пресс-служба «ПромТехИнвеста», ВЗБТ выполняет серьезный стратегический заказ, предполагающий изготовление 24 буровых установок для ОАО «Сургутнефтегаз». Новые буровые – последняя разработка петербургской компании «ПромТехИнвест», причем, для успешного выполнения заказа предприятие ВЗБТ было не только существенно модернизировано, но и сообщило о готовности перейти на трехсменный режим работы.
При всем видимом благополучии ситуации на ВЗБТ менеджмент компании достаточно странно отреагировал на сообщения о случившемся спустя несколько дней после знакового визита инциденте с падением вышки. «Не видим ни повода, ни причин для раздувания скандала вокруг пустячного события, – заявили в приемной завода. – Если кому и выгодно нагнетать ситуацию вокруг завода, то только нашим конкурентам».
Партнеры компании отказались комментировать как сам факт осведомленности об инциденте, так и его влияние на контракт. «Насколько мне известно, речь идет о событии, произошедшем не сегодня и не вчера, – пояснила сотрудник пресс-службы ОАО «Сургутнефтегаз», – отказавшаяся предоставить официальный комментарий. – В работе каждого предприятия бывают сбои, эта тема обсуждалась на специализированном форуме. Однако, насколько мне известно, никаких последствий для партнерских отношений наших компаний проблемы на испытаниях не несут и нести не могут».
Отказались от авторизованного комментария и в отделе маркетинга и продаж ЗАО «ПромТехИнвест», сославшись на то, что руководство ВЗБТ уже прояснило ситуацию, дав комментарий представителям специализированного портала. «На заводе работают наши специалисты, и ситуация однозначно находится под контролем, – заверил собеседник. – Более того, нам непонятен и сам источник распространения информации о ЧП, которое якобы произошло на закрытой территории. Если этот факт отрицает как изготовитель, так и заказчик, становится вообще непонятно, кому выгодно нагнетание ситуации вокруг ВЗБТ».
Представитель компании-разработчика сослался на комментарий, который руководство ВЗБТ предоставило специализированному порталу. «Это была обычная технологическая операция, которую язык не поворачивается назвать инцидентом, – заявил в интервью Агентству нефтегазовой информации технический директор ВЗБТ Игорь Колесников. – Несанкционированное опускание из-за проскальзывания каната через часть жимков, связанное с некачественной пружинной шайбой, было 11 октября. Следующий подъём благополучно был произведён 13 октября. Силовые испытания на нагрузку 300 тонн прошли 15 октября. Испытания в целом прошли успешно, это засвидетельствовали и представители ОАО «Сургутнефтегаз» и Ростехнадзора. Кроме того, у нас есть видеозапись, на которой запечатлен весь процесс от поднятия вышки до ее опускания».
По словам господина Колесникова, вышка не рухнула, как сообщили СМИ, а достаточно плавно опустилась с высоты 150 мм на штатные опоры. В свете озвученной версии стоит говорить скорее о проблемах контрафактной продукции, а не производства бурового оборудования отдельным производителем.
«Проблема качества для буровых особенно важна, – подтвердил эксперт из нефтегазовой отрасли, отказавшийся от авторизованного комментария. – Здесь, как в космосе, нужен двойной запас прочности. Версия, озвученная техдиректором ВЗБТ, в этом свете выглядит достаточно правдоподобно, поскольку от контрафактной продукции сегодня не застрахован ни один крупный производитель. Что же касается ссылок на козни конкурентов, то я бы даже не стал рассматривать эту тему как перспективную».
В любом случае опрошенные 34banka.ru эксперты оказались далеки от версии, связанной с происками конкурентов. «Безусловно, падение буровой вышки во время испытаний – ситуация сама по себе неприятная, подтвердил коммерческий директор компании «Бурмаш» Василий Осинсков. – Впрочем, и из ряда вон выходящей ее назвать сложно, особенно учитывая тот факт, что падение вышки обошлось без человеческих жертв. Результат подобного рода испытаний всегда зависит от множества факторов, в том числе от погоды, от квалификации установщиков. Случается, что вышки, без проблем прошедшие испытания, падают во время установки непосредственно на буровых. Поэтому однозначно делать выводы о причинах падения я бы точно не стал. С другой стороны, версия о происках конкурентов кажется мне очень несостоятельной. Производством оборудования такого класса в пространстве бывшего СНГ занимается всего несколько предприятий, помимо Волгограда, это Баку, Екатеринбург, Ижевск. Все они прекрасно знакомы потенциальным партнерам, имеют с ними длительную историю отношений, на которые вряд ли повлияет подобные инцидент».
Даже учитывая, что аварии на ВЗБТ случались и ранее, эксперты не увидели ситуацию в критическом свете.
«Думаю, что руководство ВЗБТ в этой ситуации ведет себя вполне логично, – считает управляющий партнер инвестиционной компании «Дельта Капитал» Роман Титов. – Да, несколько лет назад у компании были реальные проблемы, но связаны они были прежде всего с тем, что менеджмент не сумел грамотно встроиться в новую инфраструктуру, сориентироваться в новых рыночных условиях. Сейчас эти проблемы позади, компания чувствует себя достаточно уверенно, о чем свидетельствуют как прямые, так и косвенные критерии. К примеру, в последнее время приведена в порядок территория предприятия, корпуса цехов. Как правило, предприятие, которое находится в стесненных финансовых условиях, тратит деньги на обустройство в последнюю очередь, предпочитая направлять свободные средства на приобретение оборудования или погашение имеющихся задолженностей. Нефтяная отрасль в целом сейчас на подъеме, и конъюнктура для развития бизнеса в этом сегменте очень благоприятная. Это же можно сказать и об имидже компании на рынке. Падение вышки, конечно, могло отразиться на нем не лучшим образом, поскольку является заметным pr-поводом. Возможно, полное игнорирование события и не совсем честно по отношению к потребителю, но очень эффективно с точки зрения сохранения имиджа компании. Видимо, выбирая между двумя способами не сказать правду – соврать или промолчать – компания выбрала второй».
В эту версию логично вписывается и исчезновение с сервиса Youtube ролика в падением вышки. Вероятнее всего, его авторами могли быть либо представители завода, либо представители заказчика, поскольку сами испытания происходили на закрытой территории. В таком случае исчезновение ролика с вышкой могло стать логичным следствием политики информационной закрытости компаний, замешанных в инциденте.