СЕЙЧАС +16°С
Тема дняПроверяют сообщение об аресте экс-начальника ГИБДД
Все новости
Все новости

Национальный центр «Победа»: миф или воплотимая реальность?

Примерно год назад в администрации Волгоградской области активно заговорили о создании нового бренда, который мог бы стать символом Волгоградской области. По мнению губернатора области Анатолия Бровко, вместо мемориального комплекса на Мамаевом кургане та

Поделиться

Примерно год назад в администрации Волгоградской области активно заговорили о создании нового бренда, который мог бы стать символом Волгоградской области. По мнению губернатора области Анатолия Бровко, вместо мемориального комплекса на Мамаевом кургане таким брендом должен стать национальный центр «Победа».

«Это будет общероссийский центр патриотического воспитания, сохранения духовного и культурного наследия, – заявил Анатолий Бровко. – Для нас патриотизм – это не только гордость за великую историю и прошлое нашей родины, но и готовность к большой работе, нацеленной на развитие страны, региона, города».

Только идея

Сейчас содержание этого проекта доступно всем волгоградцам: с презентацией проекта можно ознакомиться на сайте администрации области. Между тем даже сама эта презентация вызывает у экспертов массу вопросов. Как минимум странным они признают тот факт, что в разделе «Для инвесторов» не указан ни один контактный телефон. Впрочем, по их мнению, этому есть вполне логичные объяснения.

«Презентация интересна именно как ориентир, – отметил главный экономист УК «Финанс Менеджмент» Александр Осин. – Конкретики в ней и вправду практически нет. Нет указаний на объемы инвестиций, а это 100 млрд рублей, существенная даже для федерального бюджета или бюджета крупной корпорации сумма. Нет и указаний на возможную рентабельность проекта. Необходим анализ на базе сравнения с аналогичными проектами в России и за рубежом. Проект «отпугивает» инвесторов своим финансовым масштабом и длительными сроками реализации. Он интересен как определенная «нагрузка» в позитивном смысле этого слова при наличии параллельной программы инвестиций в других отраслях: инфраструктуры, высоких технологий, переработки и транспортировки сырья, строительства и производства стройматериалов. При этом инвесторов, прежде всего, интересуют проекты, которые начнут давать прибыль уже в ближайшие годы».

Однако пока на пике интереса власти как раз очень затратные и очень долгосрочные проекты. К примеру, такие как реализация на территории региона фармкластера. Несмотря на то, что идея активно раскручивается действующей администрацией области, о ее реализации в ближайшие два-три года речи не идет. Так, по словам чиновников, инновационное производство должно появиться в регионе не позднее 2020 года. Такой срок назвали на заседании рабочей группы. До 2015 года на создание кластера из федерального бюджета будет выделен 1 млрд рублей. Планируется, что первые 70 миллионов поступят в следующем году. Его предполагается потратить на строительство научного центра инновационных лекарственных средств. Он будет представлять собой шестиэтажное строение с цокольным этажом, в котором расположатся научные лаборатории, администрация, конференц-зал, библиотека с читальным залом, а также складские и хозпомещения. Однако сейчас проект находится на стадии выбора участков для размещения производственной базы. Предполагается, что волгоградский медико-фармацевтический кластер будет обеспечивать препаратами до половины отечественного фармрынка. В результате реализации инвестиционного проекта в регионе будет создано около 600 новых рабочих мест, в том числе 100 – в научной сфере.

Кто автор?

Вызывает массу вопросов и авторство проекта «Победа». Так, известно, что над концепцией создания национального парка «Победа» работали студенты бизнес-школы «Сколково». При этом они были поставлены в достаточно жесткие временные рамки. Так что фактически на работу было отведено чуть больше месяца.

«Понятно, что за месяц сколковские студенты могли сделать только общий набросок проекта, без его детальной проработки, – уверен Александр Осин. – Но ведь пока речь идет о том, чтобы просто запустить обсуждение проекта, оценить заинтересованность потенциальных инвесторов. Потом с учетом высказанных мнений и интересов участников может быть проработан уже более подробный бизнес-план».

Выход на противостояние

Эксперты утверждают, что отчасти выйти на открытый конфликт с арендаторами ЦУМа, обошедший все волгоградские СМИ, губернатора побудила как раз достаточно сложная ситуация с практической реализацией идеи «Победы».

По мнению политолога Виталия Арькова, неожиданный демарш губернатора в отношении ЦУМа можно объяснить фактическим срывом проекта национального патриотического центра «Победа». «Впервые об идее создания центра «Победа» Бровко объявил весной 2010 года, – напомнил политолог Виталий Арьков. – До конца года Анатолий Григорьевич создавал у волгоградцев иллюзию того, что проект активно поддержан Путиным, Медведевым и Сурковым. Однако, по сути, подтверждения этих слов от противоположных сторон не прозвучало. Как не появился и обещанный Бровко специальный президентский указ по центру «Победа», который должен был открыть бюджетное финансирование проекта. Из требуемых под реализацию проекта миллиардов в регион пока не пришло ни копейки, соответственно можно говорить о том, что создание патриотического центра не продвинулось ни на шаг».

«Возможно, Бровко намекнули в Москве, что не стоит просить денег и президентского указа, если почти за год дело по центру «Победа» так и не сдвинулось с места, – предположил Виталий Арьков в одном из интервью. – Поэтому губернатору, чтобы спасти проект, надо показать федеральным властям бурную деятельность в регионе».

Тем не менее проект продолжает принимать участие в разного рода конкурсах. Так, в мае 2011 года проект «Создание национального центра «Победа» признан победителем в номинации «Культура, спорт, туризм» в рамках межрегиональной конференции «Развитие юга России». На конференции Волгоградская область представила ряд проектов, разработанных в рамках национального центра «Победа». В числе культурных проектов – интерактивный музей спорта, «Живая история – вольный край», два интерактивных музея – боевой техники и бронетехники. Евгений Семикин, начальник управления инвестиций и развития аппарата главы администрации Волгоградской области, рассказал о спортивном инвестиционном проекте «Актив-сити» и подчеркнул, что он нуждается в федеральном финансировании.

Где деньги?

Ряд экспертов считает саму идею проекта очень привлекательной при условии, что она будет поддержана федеральными деньгами.

«К сожалению, сейчас внешний вид волгоградских памятников способен скорее не привлечь, а отпугнуть туристов, – считает заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Волгоградской области Александр Моложавенко. – Прежде чем обсуждать идею превращения Волгограда в привлекательное для туризма место, нужно, как минимум, привести в порядок находящиеся на территории города памятники, в число которых входят музей-панорама «Сталинградская битва», Мамаев курган, Волго-Донской канал, Сарепта. Но эта идея требует колоссальных финансовых вложений. Начать хотя бы с того, что большинство из расположенных на территории города-героя памятников находятся в непрезентабельном состоянии и нуждаются в ремонте. В среднем на ремонт каждого из 370 памятников потребуется около девяти миллионов рублей. И это даже не половина, а ничтожная доля от всех необходимых затрат на модернизацию инфраструктуры транспортной инфраструктуры, строительства нового речного порта, и так далее».

Упоминая проект «Победа», эксперты не единожды упрекали его авторов в том, что реализовать его на практике будет очень сложно.

«Нет ничего плохого в том, что Волгоград ищет свое место под солнцем, – отметил политолог Константин Калачев. – Но будем реалистами – реализовать проект создания национального центра «Победа» будет чертовски трудно. Прежде чем ставить задачу по превращению Волгограда в региональный центр туризма, нужно решить массу проблем. Потянув за одно звено, мы вытаскиваем целую цепь проблем. А виной всему то, что у нас, как это обычно бывает, ставят телегу впереди лошади. Да, у Волгограда есть Сталинградская битва, но для объявления себя центром патриотического воспитания одного этого недостаточно. Для начала нужно отремонтировать памятники, залатать дороги, построить нормальную туристическую инфраструктуру и так далее. Город должен превратиться в место, где хочется задержаться. В настоящий момент это не так. Хотя теоретически в Волгограде много привлекательного для потенциальных туристов. Можно, к примеру, открыть запасники музея «Сталинградская битва», где есть много чего интересного, привести в порядок здание этого музея и Родину-Мать. Но это лишь малая часть проблемы».

Фото: Фото с сайта Pnp.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter