В последние годыволгоградцев регулярно радуют открытием крупных торговых центров. «Лента»,«Карусель», строящаяся «Акварель» внушают покупательский оптимизм, развеятькоторый могут разве что как на дрожжах растущие цены. Действительно хорошейновостью для волгоградцев стало возобновление переговоров о строительстве вВолгограде торгового центра IKEA.
Впервые переговоры о строительстве торгового комплексаобщей площадью 120-140 тысяч квадратных метров начала вести со шведскимконцерном еще администрация губернатора Николая Максюты. IKEA даже приобрелапод строительство участок земли в Городищенском районе, в 12 километрах отВолгограда. Дальнейшее продвижение переговоров споткнулось на непомерных ценахза подключение будущего здания к источнику энергопотребления. Запрошенные ОАО«Волгоградэнерго» 265 миллионов рублей шведская сторона посчитало необоснованновысокой ценой. Позднее руководство области объявило, что договорилось сруководством компании о снижении цены подключения до 10 миллионов рублей. Протрубиво том, что строительство комплекса начнется в октябре 2008 года, командагубернатора посчитала свою миссию выполненной.
Когда в итоге реализация проекта так и не началась, вруководстве области это не вызвало особенных волнений. Более того, узнав вначале 2010 года о том, что руководство города начало вести с компаниейсамостоятельные переговоры о строительстве IKEA непосредственно в черте города,начальник главного управления поградостроительству и архитектуре администрации Волгоградской области АлександрВязьмин заявил,что этот вариант более предпочтителен для шведских коммерсантов.
«В частности, совершенно спокойно гипермаркет мог быразместиться в Красноармейском районе, где есть огромные неосвоенные территориина так называемой луговине, – пояснил Александр Вязьмин. – Во всяком случае, сточки зрения подключения к коммуникациям, это было бы разумно».
На сегодняшний день в управлении по градостроительству иархитектуре администрации Волгоградской области сообщили, что не располагаютникакой информацией о дальнейшей судьбе проекта.
«Ушли инвесторы, – сообщил сотрудник управления,отказавшийся от авторизованного комментария. – Мы не располагаем никакойинформацией о переговорах по поводу строительства IKEA ни в Городищенскомрайоне, ни в Волгограде».
Такое незнание выглядит тем более странным, что речь идето проекте, объем инвестиций в который, по предварительным данным, должен былсоставить 4,5 миллиарда рублей, а количество рабочих мест, которые появятся сприходом IKEA, должно составить не менее 2,5-3 тысяч.
Руководство городапосчитало недальновидным отказываться от перспектив, которые несет городусотрудничество со шведским концерном. Год проходили переговоры между мэромВолгограда Романом Гребенниковым, заместителем генерального директора ХоканомПерссоном и директором департамента земельного развития компании IKEA Яном Молемом. Речьшла о выделении участка земли под строительство торгового центра IKEA в Волгограде.Теоретически территории площадью не меньше 40 гектаров, как того требуют стандартыкомпании, есть в Ворошиловском, Тракторозаводском, Красноармейском и Советскомрайонах города.
«Наличие такогосерьезного бренда, как IKEA, крайне важно для Волгограда, – уверен генеральный директор института«Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. – Именно присутствие такихзнаковых брендов, как IKEA, Coca Cola,крупнейших банков, определяет интерес к городу со стороны инвесторов и болеемелкого бизнеса. В этой связи новость о возобновлении переговоров остроительстве IKEA в Волгограде может порадовать вне зависимости от того, от кого онаисходит. Я имею в виду, что в свое время этот проект стал большой неудачейадминистрации губернатора Николая Максюты и не получил должной поддержки у егопреемника. Волгоград достоин того, чтобы сотрудничать с таким партнером, как IKEA, и у нас естьтерритории, способные удовлетворить запросы этой компании».
Помимо интересов потребителей, которые ждут приходаIKEAне первый год, свои виды на приход в город компании имеет и малый бизнес.
«Появление на рынке нового крупного и, без сомнения,сильного игрока наведет порядок в мебельном секторе, – считает Андрей Куприков.– Во-первых, это поставит на место зарвавшихся производителей и торговцевмебелью. Во-вторых, существенно повлияет на цены в сторону их снижения,в-третьих, даст работу мелкому бизнесу, который получит возможностьсотрудничать с компанией в области оказания сопутствующих услуг: доставки,сервиса. В этом плане городу нужна хорошая встряска, и если IKEAпоявится в Волгограде благодаря стараниям администрации города – честь и хваланашему мэру!»
В областном комитете по защите прав потребителейподтвердили, что в последнее время большое количество нареканий со стороныпотребителей вызывает как раз работа компаний, занимающихся продажей иизготовлением мебели, – речь идет как о качестве мебели, так и о нарушениикомпаниями договорных обязательств, в частности, сроков изготовления и поставкимебели.
«В конечном счете, потребителям все равно,благодаря чьим усилиям придет в город компания такого уровня, как IKEA,– считает руководитель аналитическогоотдела Фонда «Институт экономических и социальных исследований» Наталья Евсеева.– Важно, что это будет качественно новый для Волгограда уровень сервиса ипредлагаемых товаров по доступным ценам».
«Волгоградцы готовы и ожидают позитивныхперемен в сфере развития потребительского рынка, – подтвердила специалист по работес клиентами Центра социологических и маркетинговых исследований «АНАЛИТИК»Ольга Устинова. – Так, в декабре 2010 года лишь 8% жителейтрех крупнейших городов региона считали, что жить в нашей области лучше, чем вдругих регионах страны, противоположного мнения придерживались 36% опрошенных.При этом 23% опрошенных были убеждены, что в течение ближайшего годаматериальное положение их семьи улучшится (противоположного мненияпридерживались 18%). На фоне эмоциональной неудовлетворенностиприсутствует факт улучшения материального благополучия. Косвенно показателисвидетельствуют о том, что потребительские амбиции волгоградцев пока не реализованы.В этом свете приход IKEA был бы очень своевременным».