В Волгограде разгорелся скандал вокруг результатов аукциона на поставку детского питания.
В декабре прошлого года родители детей из малоимущих семей, которым положено дотационное молочное питание на детской кухне, не получали ни молоко, ни кефир, ни смеси. Негодующим мамам и папам объяснили, что в городской казне просто не осталось средств на закупку детского питания. Предприниматели уверены, что виной этому такая нерадивость чиновников имеет шанс стать тенденцией: продукцию на текущий год в администрации намерены покупать по ценам, намного превосходящим рыночные.
Открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на поставку молочной продукции для детей из малоимущих семей включал два лота: на поставку сухих молочных смесей и на поставку каш. Еще в конце декабря, когда и должен был пройти аукцион, о своем участии в нем заявили пять компаний: три волгоградские, среди которых ООО «Москва», ООО «Солнышко» и ООО «Свит», и две иногородние – ООО «Юг гарант» из Ставрополя и ростовское ООО «XXI век». Однако четыре участника аукциона из пяти по разным причинам были сняты с торгов.
«Изначально готовясь к аукциону, мы предполагали, что вероятность снятия нашей фирмы с торгов очень высока, поэтому готовили документы очень тщательно, – сообщила 34banka.ru директор ООО «Москва» Ольга Усенко. – До этого наша компания, известная волгоградцам как владелец сети магазинов «Слоненок», неоднократно участвовала в аукционах по поставке детского питания и выигрывала их. В ходе аукциона на поставку детского питания для детей из малообеспеченных семей на второе полугодие 2010 года мы были сняты с торгов, поскольку организаторы посчитали некорректными документы, оформленные в системе «банк-клиент» из-за сокращений. Предполагая, что и на этот раз возможен такой вариант развития событий, мы готовили документацию очень тщательно. По мере того, как мы обращались к организаторам аукциона с вопросами по оформлению документации, переносились сроки проведения аукциона. В результате, к примеру, ООО «Солнышко», где есть единственный владелец и учредитель, сняли с торгов за неправильное оформление протоколов по одобрению сделки, которые в данном случае вообще являются пустой формальностью: владельцу фирмы не требовалось ничьего одобрения для сделки. По аналогичным поводам сняли и других участников торгов».
Единственной фирмой, чьи документы не вызвали нарекание организаторов конкурса, стало ООО «Свит». С этой компанией и был заключен муниципальный контракт. По странному стечению обстоятельств именно этот участник аукциона заявил максимально возможную цену на поставляемую продукцию. Причем, как выяснилось, эта цена превышает цену производителя почти в два раза. Так, в контракте заявлена цена 199 рублей за пачку молочной смеси «Нутрилак». У производителя она стоит 110 рублей, в обычном магазине – 140. Участники аукциона предположили, что столь высокая цена заявлена ООО «Свит» в силу того, что компания специализируется на оптовой торговле алкоголем.
«Более того, если ранее для питания детей закупали специализированные гипоаллергенные и кисломолочные смеси, то в этот раз эти позиции изначально не были заявлены, – рассказала Ольга Усенко. – Возможно, это сделали как раз потому, что условия «писались» под ООО «Свит», которое не имеет понятия обо всех нюансах рынка детского питания».
При этом странная лояльность в отношении ООО «Свит» имеет свою цену: при покупке 45 тысяч пачек «молочки» муниципалитет переплатит 2 миллиона 655 тысяч рублей только за одну позицию. В общей сложности из 19 миллионов рублей, которые планируется выделить на «молочку», шесть миллионов можно было бы сэкономить, выбрав другого поставщика. Собственно, в этом и заключается основная идея аукциона – выбрать поставщика, предложившего наиболее выгодные условия.
«За чей счет в аукционе победило ООО «Свит», нетрудно посчитать, – уверена Ольга Усенко. – В прошлом году на аналогичные цели было потрачено 17 миллионов рублей, в этом – 19 миллионов. Казалось бы, даже с учетом инфляции должен произойти рост количества закупаемой для детей продукции. На самом деле в 2010 году волгоградские дети получили 198 тысяч единиц продуктов детского питания, в этом году получат всего 148 тысяч штук, то есть на четверть меньше. При этом документально нигде не обозначены четкие нормативы, сколько и каких продуктов должны получать дети из малообеспеченных семей».
Сотрудники УФАС, куда обратилось с жалобой руководство снятой с аукциона фирмы, уже выдало заключение об обоснованности жалобы.
«Комиссия по рассмотрению жалобы от ООО «Солнышко» и ООО «Москва» выявила нарушение пункта первого статьи 12 ФЗ №94 в части неправомерного отказа в участии в аукционе указанных фирм, – сообщила 34banka.ru сотрудник отдела по контролю за размещением госзаказа УФАС по Волгоградской области Екатерина Кречковская. – В прокуратуру нами передано дело о возбуждении административного производства в отношении заказчика – департамента здравоохранения администрации Волгограда, нарушившего часть седьмую статьи 19.5 КОАП. Более того, мы сочли необходимым обратиться в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании размещения муниципального заказа по поставке детского питания для детей и малообеспеченных семей недействительным».
«Наша задача – обеспечить соблюдение процедуры подготовки и проведения аукциона в рамках действующего законодательства, – пояснил 34banka.ru источник в департаменте здравоохранения администрации Волгограда. – Поскольку четверо участников подали неверно оформленные документы, мы по закону были обязаны заключить контракт с оставшимся участником аукциона. Поскольку речь шла о снабжении детей, мы просто не имели в запасе двух месяцев, необходимых на подготовку нового аукциона. Если бы мы не заключили этот контракт, дело закончилось бы митингами протеста и бунтом рассерженных родителей. Что касается цены лотов, то это вообще не наша компетенция. Еще раз напомню, что мы ответственны за правильное соблюдение процедуры аукциона».