СЕЙЧАС +18°С
Все новости
Все новости

Волгоградцы не могут или не хотят быть финансово грамотными?

В последние несколько месяцев в непростых отношениях банков и клиентов наметились перемены. Банки делают свои кредитные продукты максимально доступными для горожан, закладывая в их стоимость свой «интерес». Волгоградцы кредитами охотно пользуются, но когд

Поделиться

Поделиться

В последние несколько месяцев в непростых отношениях банков и клиентов наметились перемены. Банки делают свои кредитные продукты максимально доступными для горожан, закладывая в их стоимость свой «интерес». Волгоградцы кредитами охотно пользуются, но когда приходит «час расплаты» – хватаются за голову. В сложившейся ситуации все стремятся донести до заемщиков степень ответственности. Но волгоградцы похоже сами не хотят быть финансово грамотными.

На днях президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян объявил о намерении создания института финансово-правовой культуры. Большинство экспертов проблему финансовой безграмотности считает социальной. И всегда конечной целью таких проектов является формирование нового отношения к понятию кредитования. Так, Банк России этим летом разместил на своем сайте памятку заемщику по потребительскому кредиту.

Как сообщили корреспонденту V1.ru в департаменте внешних и общественных связей Банка России, памятка заемщика разработана в рамках работы по обеспечению законности в сфере потребительского кредитования и повышению финансовой грамотности населения. В ней изложена наиболее существенная информация, которая может помочь заемщику при принятии решения о получении потребительского кредита.

Кроме того, главный регулятор рекомендовал своим территориальным учреждениям провести с банками дополнительную работу, направленную на максимально полное раскрытие информации. Банкирам предлагалось разместить памятку в местах обслуживания клиентов. И действительно, пройдясь по волгоградским филиалам целого ряда банков, корреспондент V1.ru в большинстве отделений памятку все-таки нашел. Конечно, не на самом видном месте, но все же. Но вот пробыв примерно час в филиале одного из банков в самом центре города с максимальным клиентопотоком, можно констатировать, что к памятке заемщика не подошел ни один волгоградец. Это при том, что очереди к консультантам за кредитами были не маленькие.

«К большому сожалению, могу сказать, что я ни разу не слышал от потребителя – потенциального заемщика, чтобы он хотел узнать о процессе кредитования или о самом банке хотя бы чуть больше того, что он знает из рекламы, – сетует руководитель волгоградского отделения общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков», депутат городской думы Андрей Горбанов. – Как правило, у волгоградца, решившего взять кредит, лишь два вопроса: смогу ли я получить деньги и смогу ли потом отдать? И все. Остальное большинство заемщиков попросту не интересует. И потребитель сначала входит в финансовые отношения с кредитором и только потом, в случае если надежды не оправдались, заемщик пытается найти для себя какую-либо информацию».

А между тем Банк России помимо памятки в печатном виде, разместил на своем сайте еще и видео обращение с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы. И рядовому волгоградцу по большому счету ничего не мешает зайти на сайт и если не хочется «ломать глаза» и читать памятку, информацию прослушать. Скептики считают подобные обращения к массам «поверхностными», но директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский, отвечающий на вопросы в видео обращении, надеется, что памятка поможет потребителям принять ответственное, разумное и главное взвешенное решение. Такие же надежды питают и в общественных организациях, созданных специально, чтобы помочь потребителям.

Как сообщили корреспонденту V1.ru в пресс-службе общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков», недавно опубликовавшей памятку ипотечному заемщику, любому клиенту необходимо помнить, что основной целью деятельности любой кредитной организации является получение прибыли. Банк не может и не будет работать себе в ущерб. Поэтому перед тем как принять решение и что-либо подписывать, необходимо внимательно изучить документы. Ведь после того, как кредитный договор подписан, изменить его условия не удастся, а платить по счетам придется.

Однако такое нежелание волгоградцев просвещаться легко объяснимо. «Люди хотят жить хорошо, здесь и сейчас. В городе: бум кредитования. У нас очень много случаев обращения от граждан с жалобами на банки. Но в большинстве случаев люди сами виноваты. Надо раз и навсегда понять, что отвечать за свою невнимательность или нежелание прочитать документы полностью, а не по диагонали, все равно придется: своими деньгами и своим имуществом, – рассказывает уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Михаил Таранцов. – Сейчас на рынке банки предлагают кабальные условия. Многие кредиторы, пытаясь получить деньги, ведут себя просто безобразно, угрожают. Если отношения в рамках банк–клиент не изменятся, катастрофы не избежать».

«Первый адрес, куда необходимо обратиться за разъяснениями, – банк-кредитор. Если же речь идет о том, что отношения не складываются, и заемщик чувствует себя обиженным, то обращаться надо либо в территориальные учреждения Роспотребнадзора, либо Банка России», – отмечает господин Симановский.

Однако эксперты считают, что мест, где можно было бы получить квалифицированную помощь, в Волгограде попросту не хватает. «Сейчас в городе организаций, помогающих населению, а это касается не только отношений клиентов с банками, но и с потребительскими кооперативами и прочими финансовыми институтами, практически нет. Разъяснительная работа на очень низком уровне», – отмечает Андрей Горбанов. В такой ситуации просвещаться приходится самому, за счет уже имеющейся информации.

«У любого волгоградца, решившего взять кредит, есть право на получение полной, своевременной, то есть еще до заключения кредитного договора, информации. Право это закреплено федеральным законодательством. В частности статьей 10 закона «О защите прав потребителей» и статьей 30 закона «О банках и банковской деятельности». К такой информации относятся: размер кредита, график его погашения, полная стоимость кредита в процентах годовых.

Стоит отметить, что в расчет полной стоимости включаются платежи по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи в пользу третьих лиц (страховых, оценочных и прочих компаний – прим. ред. 34banka.ru), определенных в договоре, – отмечает заместитель управляющего Поволжской дирекции юридической фирмы «Вегас-Лекс» Максим Лавров. – Хочу особо отметить, что подпись заемщика под кредитным договором означает, что он согласен со всеми его условиями и принимает на себя обязательства по их выполнению. В том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей. В случае неисполнения условий, банк будет вправе обратиться с иском в суд».

Учитывая все вышесказанное, остается сделать вывод, что волгоградцам, решившим перейти в категорию заемщиков, стоит быть более осмотрительными. Решать как жить, конечно же вам. Но забывать о том, что долг платежом красен, тоже не стоит.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter